Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Операция «Инфаркт»: ветеран МВД рассказал, как участвовал в поимке группировки угонщиков

«Петербургский дневник» продолжает серию публикаций, посвященных нашумевшим уголовным делам, раскрытым ленинградской милицией
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Генерал-майор внутренней службы МВД в отставке Леонид Пинчук рассказал, как ленинградские милиционеры ловили организованную банду угонщиков, работавших по «Волгам».

В октябре 1971 года в Ленинграде было оглашено обвинительное заключение на 11 человек – участников преступной группировки угонщиков. На протяжении нескольких лет они занимались угонами новеньких автомобилей.

Следствием установлено, что летом 1968 года Эдуард Шейхов вместе с Леонидом Подвезько, работавшие водителями такси, организовал группу угонщиков и пути сбыта украденных машин. Процесс угона участники окрестили операцией «Инфаркт».

«В разговоре, смеясь, Эдуард Шейхов и Леонид Подвезько спросили меня: «Ты знаешь, как эта операция называется?» (имея в виду кражу машин). Я ответил отрицательно. Тогда они мне сказали – «Инфаркт». Спросил, почему такое название, а они объяснили мне, что, когда хозяин узнает о краже машины, его чуть ли не инфаркт хватает», – давал показания один из участников сговора Владимир Медведев.

План кражи

Разработанный преступниками способ кражи был такой: участники группы, выезжая на закрепленном за одним из них по месту работы такси, намечали заранее дни похищения, присматривая частные «Волги» на улице. Как правило, кражи совершались ночью в промежуток между 2:00 и 4:00.

Подвезько рассказывал следователям следующее: «…воровали автомобили только в ночное время, ибо в 2 часа меняются водители автобусов и возвращаются домой. Это важно, потому что память у шоферов на номера автомашин хорошая, в связи с чем мы всячески старались избежать встречи с ними. Короче говоря, пытались предусмотреть все, чтобы избежать лишнего риска. В 4 часа другая смена шоферов автобусов идет заступать на работу, а также уже появляются дворники. Поэтому я и Эдик Шейхов выбирали именно это время для кражи автомашин, если до половины четвертого мы не «брили» тачку, то переносили дату».

Пошли на дело

К месту кражи злоумышленники приезжали на машине такси. Все роли – кто за рулем, кто прицепляет трос для буксировки или проникает в кабину – распределялись заранее. Первоначально преступники вскрывали машину, подбирая ключи, позже использовали отвертку и отмычку. Так, один из участников кражи отжимал ветровое стекло в двери машины и использовал отмычку, которой, просунув в образовавшееся отверстие и зацепив ею замок-защелку, открывал ветровое стекло, а затем боковое, после чего проникал в кабину.

Затем другой участник кражи прикреплял трос к похищенной машине и такси буксировали ее в заранее выбранное безопасное место.

Как показали на суде угонщики, решение буксировать машины, а не заводить на месте, было принято не случайно. Будучи профессиональными шоферами, они знали, что многие владельцы ставят «секреты», без устранения которых двигатель не заработает или будет подавать громкие сигналы.

Не всегда у злоумышленников все шло гладко. Например, в июле 1968 года Шейхов и Подвезько угнали машину у дома 7 на Звенигородской улице. Ночью, подобрав подходящий ключ, Эдуард Шейхов открыл машину и прикрепил трос к такси. На руле автомобиля стоял замок, поэтому буксировать пришлось по прямой. Около улицы Константина Заслонова, испугавшись другой машины, угонщики бросили авто и убежали, но потом вернулись. Шейхов сбил замок на руле, завел «Волгу» и доехал до здания духовной семинарии, там с машины сняли номера, а машину спрятали в малолюдном месте на Запорожской улице.

Потом Шейхов украл с другой машины номера и подделал техпаспорт автомобиля, завладев бланками таксопарка. Теперь предстояло перегнать машину в Грузию.

На полпути преступники струсили: любая проверка выявила бы «липовые» документы. Тогда в дело вступил еще один участник операции «Инфаркт», который дал взятку инспектору ГАИ за настоящие бланки, куда можно было вписать что угодно. После перегона подложные талоны уничтожались. На месте другие сотрудники ГАИ готовили новые документы.

Чтобы избежать возможного задержания, участники преступной группы предварительно разработали маршрут перегона похищенных машин, предусматривающий объезд многочисленных контрольных пунктов Госавтоинспекции. В течение 1968-1970 годов ими похищено 23 «Волги» с находившимися в машинах вещами.

Вышли на след

Руководил группой по розыску пропавших автомобилей Леонид Пинчук, ныне генерал-майор внутренней службы МВД (в отставке). Он рассказал, что довольно долгое время не удавалось предугадать следующее преступление и взять преступников с поличным. Тогда началась кропотливая работа по анализу действий угонщиков.

«Один потерпевший рассказывал, что ночью ему не спалось. Около четырех часов утра он подошел к окну и взглянул на любимую «ласточку», машина была на месте. Около шести часов мужчина вышел из дому и схватился за сердце: нет автомобиля, – говорит Пинчук. – В то утро моросил дождь, но сухого места там, где должна была стоять машина, не было. Следовательно, автомобиль увели раньше. Учитывая различные показания, пришли к выводу, что автомобили похищались с 2 до 4, возможно в 5 часов утра».

Машин в городе было в разы меньше, чем сейчас, особенно новеньких «Волг», которые, по сути, являлись признаком статуса и достатка. Правоохранители всех районов города перешли на повышенную готовность и патрулировали места, где могли быть совершены новые угоны, но и это ничего не дало.

«Стали работать с водителями автобусов, которые самым ранним утром собирали сотрудников автопарков, которые должны были выйти на линии и везти людей на работу. И вот нашелся водитель, который видел машину такси, тащившую на буксире «Волгу» голубого цвета. Как раз такую угнали накануне. Тогда в городе было семь таксомоторных парков. Начали проверять их. Выявили судимых водителей, дебоширов, пьяниц, неблагонадежных. Но угонщиков нет», – продолжает руководитель группы по розыску пропавших автомобилей.

По его словам, особое внимание уделялось таксистам, работавшим в ночную смену. Определенные подозрения вызвали водители Второго таксомоторного парка, он располагался на Конюшенной площади.

«Завели в парке своих людей, которые следили за действиями водителей, что те говорили, как вели себя. Так вышли на группу сотрудников, которые, что называется, были при деньгах, – вспоминает Пинчук. – Таксисты получали неплохие деньги, в частности те, кто иногда работал с выключенным счетчиком, но, судя по докладам, у троих таксистов денег было еще больше. Стали следить за ними. Все холостые. Больше всех нас заинтересовал Эдуард Шейхов, регулярно посещавший «Асторию», «Европу» и другие рестораны, где тратил немалые суммы. Сопоставив факты, выяснили, что все машины пропадали именно в ночную смену Шейхова».

25 томов и 100 свидетелей

Следствие установило, что первое время угнанные машины шли в Литву и Латвию: республики считались богатыми. Когда по настоянию следователей контроль за выездами из города был усилен, угонщики переключились на грузинское направление.

«В Грузии машины быстро перекрашивали местные умельцы. Лучше, чем на заводе, красили. Потом перебивались номера. Когда мы прилетали, чтобы проверить подозрительные машины, о нашем появлении узнавали сразу все, каждый там друг другу родственник. При этом при постановке на учет данные о машине отправлялись и в Москву. В частности, это позволило собрать доказательства для суда. Были у нас и технологии, чтобы восстановить сбитые на деталях машины серийные номера», – рассказал Леонид Пинчук.

Преступники успели продать 16 машин, еще семь просто бросили, когда поняли, что по их следу идут.

К концу следствия дело состояло из 25 томов, а обвинительное заключение состояло из 300 листов. На суд пригласили более 100 свидетелей. Все участники группы получили солидные сроки. Также под суд пошли сотрудники и руководители ГАИ, участвовавшие в сговоре.

Генерал-майор внутренней службы МВД в отставке Леонид Пинчук отдал службе в МВД порядка 30 лет. Прошел путь от постового до начальника 5-го управления уголовного розыска МВД СССР по Северо-Западу. Занимался розыском преступников, угнанных машин, борьбой с наркотиками. Службу закончил в 1995 году в должности замначальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Закрыть