Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Неизвестный Шостакович: как в Петербурге отметят 80-летие Седьмой симфонии

Санкт-Петербургская академическая филармония готовит большой подарок – беспрецедентный для Северной столицы историко-музыкальный проект

Ровно 80 лет назад, 5 марта 1942 года, в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. После столь знакового события стали готовиться к премьере этого музыкального произведения (сразу же ставшего эпохальным) уже в блокированном Ленинграде. И концерт, состоявшийся 9 августа, тоже навсегда вошел в историю. Но уже как символ мужества страдающего, но непокоренного города.

Память против штампов

И вот, как 80 лет назад, в Санкт-Петербургской академической филармонии вновь начали полным ходом готовиться к исполнению легендарной Седьмой симфонии. И вновь работа предстоит нешуточная. Правда, на этот раз дело заключается далеко не только в филигранном исполнении произведения, которое уже само по себе (даже помимо юбилейной даты) накладывает на музыкантов особую ответственность.

9 августа 2022 года Филармония представит всем петербуржцам многоплановый культурно-исторический проект «Партитура памяти».

«В последнее время все, что связано с созданием Седьмой симфонии, с премьерой в Ленинграде и с ее восприятием современниками, постепенно начинает превращаться в набор стандартных героических клише, – признается заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор, автор и куратор проекта. – Тогда как эта не имеющая аналогов в мире пронзительная история на самом деле по-прежнему глубоко полифонична и многомерна. Нельзя забывать об ее историческом и политическом контекстах, ведь у самого Шостаковича отношения с властью были, мягко говоря, непростыми. Поэтому это только кажется, что про Седьмую симфонию все всем хорошо известно. Все – да не все».

Свидетели эпохи

Поэтому одной из важнейших составляющих проекта «Партитура памяти» является масштабная выставка, которая будет развернута прямо в фойе Филармонии.

«Для нас это тоже уникальный и бесценный опыт, – признается Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Филармонии. – Ведь до этого мы представляли нашим посетителям только относительно небольшие тематические экспозиции. Здесь же речь идет о полноценной выставке с дизайнерским оформлением, на которой будут представлены не только фотографии и документы, но и большое количество исторических артефактов».

И самое главное, что многие экспонаты увидят свет впервые. Например, будет представлен подлинный концертный фрак тромбониста В. И. Юдина (этот экспонат предоставит Музей истории Петербурга), в котором музыкант выступал на том самом легендарном концерте 1942 года. Можно будет увидеть и личные вещи дирижера Карла Элиасберга (из фондов Музея театрального и музыкального искусства). Скажем, его дирижерскую палочку, которая была у него в руках на премьере 9 августа, и трудовую книжку с записью о приеме на работу в оркестр Ленинградского радиокомитета.

Не оставят равнодушными посетителей выставки и нигде не опубликованные трогательные письма Дмитрия Шостаковича, которые он писал из эвакуации своей маме, оставшейся в блокированном городе. Но настоящей сенсацией можно считать авторский вариант законченной в Куйбышеве партитуры Седьмой симфонии, который композитор лично передал московскому (ныне Российскому национальному) музею музыки в 1943 году. И вот 9 августа исторический круг на время замкнется: та самая партитура, работу над которой Шостакович начал летом 1941-го в Ленинграде, провез через полстраны при эвакуации, закончил в Куйбышеве и которая теперь хранится в столице, вновь окажется на берегах Невы.

Музыкальная география

Сложность создания этой экспозиции заключается не только в попытках отыскать «забытые» раритеты ушедшей эпохи. Необходимо еще успеть договориться со многими музеями и архивами из разных городов о предоставлении этих ценнейших экспонатов. Ведь одна из задач выставки – преподать урок музыкальной географии, то есть рассказать о том, как живет историческая память о Седьмой симфонии в регионах и даже за рубежом. Так как это произведение после премьеры в Куйбышеве и до кульминационного исполнения в Ленинграде было последовательно исполнено в Москве, Новосибирске, Ташкенте, Лондоне и в Нью-Йорке.

«Собрать воедино все эти уникальные артефакты никому почему-то раньше не приходило в голову, – отмечает Юлия Кантор. – Впрочем, все музеи и архивы охотно идут нам навстречу и с большим удовольствием согласились принять участие в проекте. Ведь Седьмая симфония стала своеобразным связующим звеном для нашей страны. К примеру, директор краеведческого музея Новосибирска (города, в котором в эвакуации находился академический симфонический оркестр Филармонии во главе с Евгением Мравинским) даже сказал нам, что весь их культурный ландшафт – родом из Ленинграда. Так говорят и самарцы, для которых первое исполнение Седьмой симфонии в их городе – знаковая веха культурной памяти».

Кроме того, на выставке будет отражена и атмосфера блокадного города. В частности, будут представлены сохранившиеся пропуска для перемещения по городу, карточки на хлеб, предметы блокадного быта (из фондов Музея политической истории России). Ведь, к примеру, мало кто знает, что, несмотря на личный контроль Жданова при подготовке к премьере в Ленинграде, власти не удосужились выделить транспорт для доставки на репетиции не только музыкантов (которым приходилось добираться из разных районов города), но и самого Карла Элиасберга. Выставка откроется 9 августа, а потом продолжит свою работу с открытием музыкального сезона.

Кстати, он в Филармонии традиционно начинается с 25 сентября, и до этого времени весь коллектив, в том числе и симфонический оркестр, обычно находится на каникулах.

«Но ради юбилейной даты все согласились сократить свой отдых, – отмечает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Филармонии. – И что примечательно: последний раз Филармония открывала свои двери 9 августа… в 1942 году».

От Ленинграда до Берлина

Еще одной важной составляющей проекта «Партитура памяти» является большая научная конференция, которая тоже состоится 9 августа. И где речь пойдет о том, какая историческая рефлексия существует в разных странах (в том числе и в тех, что были противниками СССР в Великой Отечественной войне) по поводу создания и исполнения Седьмой симфонии. Историкам и музыковедам есть о чем порассуждать в связи с культурно-историческим феноменом Ленинградской симфонии. Не лишним, кстати, тут будет заметить, что в Германии это произведение впервые было исполнено в Берлине в 1946 году.

«И это при том, что в Германии хоть и скрупулезно работают с исторической памятью, но знания о блокаде Ленинграда находятся там на катастрофическом уровне, – утверждает Юлия Кантор. – Ну что же, будем говорить не только о немцах, но и о том, знают и понимают ли сегодня у нас контекст тех событий. Надеюсь, наш проект представит историю Седьмой симфонии объективно, многослойно, но без трескучего пафоса. Мы надеемся, что удастся в прямом и переносном смысле передать звучание того незабываемого события».