Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Андрей Сарана: «Пандемия – урок серьезный, тяжелый, но он дал колоссальный опыт»

Первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению рассказал, как ведомство готовилось к наступающей пандемии. Напомним, что первый случай COVID-19 в Петербурге был зафиксирован 2 года назад, 5 марта 2020 года
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Два года назад, 5 марта 2020 года, в Петербурге официально зафиксирован первый заболевший коронавирусом человек  – итальянский студент-медик Рикардо. Сейчас, кстати, он жив, здоров и живет на родине в Италии  – об этом сообщили в Северо-Западном государственном медицинском университете им. Мечникова.

«Два года назад, буквально в первые дни и даже еще до появления в Петербурге первого пациента, я сел рассчитывать необходимое количество СИЗов. Расчет был на Боткинскую больницу, и получались совсем маленькие, какие-то «детские» цифры по количеству костюмов, шапочек, халатов, бахил. Расчет был на один месяц примерно. Отношение было такое, что это заболевание, как грипп, быстро придет и должно быстро закончиться. Я  – точно оптимист, и хотелось верить в лучшее», – вспоминает в беседе с «Петербургским дневником» первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Андрей Сарана.

Сейчас, оглядываясь назад, Андрей Сарана отмечает, что тогда все оказалось совсем не легко и не быстро. Весь мир встретился с серьезным врагом и по количеству заболевших, и по тяжести состояния, и по исходу заболевания.

«Кажется, что человек поправляется  – и вдруг он погибает. Непрогнозируемый исход, непонятность течения: кто-то в возрасте, с тяжелым анамнезом  – и поправляется, а кто-то молодой, спортивный – и погибает. Это ощущение непонятности, неопределенности в ту первую волну и в начале второй волны сопровождало постоянно. Со временем оказалось, что это история двухгодичная, с достаточно большими потерями, которые, к сожалению, были, несмотря на все прилагаемые усилия», – говорит первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению.

Он отмечает, что технически город довольно быстро подготовился и в плане развертывания коек, в поставке оборудования, тех же аппаратов ИВЛ. В динамике выяснилось, что ИВЛ не надо в таком количестве, как предполагалось сначала, и сейчас они переориентированы на другое.

«Сейчас, когда пришел «омикрон», уже было понимание, что это будет быстрый подъем и быстрый уход и можно сделать прогноз. Так оно и вышло. Надеюсь, что сейчас мы все-таки попрощаемся с COVID-19. Не знаю, перейдет ли он в сезонный грипп, но очевидно, что возможности лекарственного обеспечения, технические возможности достаточны для того, чтобы встретиться с новым вызовом. Если забегать вперед, то есть неизвестность, что появится в будущем. Будет ли это новый вирус, бактерия или еще что-то более злобное. Поэтому и строятся новые госпитали. Это урок серьезный, тяжелый, но он дал колоссальный опыт»,  – убежден Андрей Сарана.

Он также подчеркивает, что главный урок, который извлекли петербургские врачи из двух лет пандемии, – что все получится, если это делать всем вместе.

«Главный урок – мы поняли, что нам все по зубам и все вместе мы можем справиться. Надо много работать, нужны определенные ресурсы, но это возможно. Да, на грани предельных физических нагрузок, но, как практика показывает, мы справимся. Как говорят в ВДВ, где я служил: нет задач невыполнимых. У нас есть долг, и медработники его выполняют», – говорит Андрей Сарана.