Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Россиянам рассказали, какие товары в магазинах могут подешеветь после закона о наценке на продукты

В Госдуме планируют запретить торговым сетям повышать ценники более чем на 10 процентов
Фото: «Петербургский дневник»/Роман Пименов

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, устанавливающий торговую наценку на продукты не более 10%. Что изменит новый подход в регулировании цен в магазинах, рассказал Life.

Напомним, что в начале февраля Минсельхоз РФ, Минпромторг и ФАС объявили о разработке перечня продуктов питания, на которые будет распространяться торговая наценка до 5%.

Внесённый 25 февраля 2022 года законопроект № 77579-8 пока не содержит перечней конкретных товаров (точная формулировка, используемая в документе: «На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости»). Как объяснили в Госдуме, такой подход связан с двумя факторами.

Во-первых, по мнению депутатов, необходимо законодательно зафиксировать перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (сейчас это понятие трактуется постановлениями правительства).

Во-вторых, при разработке перечня имеет смысл исходить из того, что некоторые товары взаимосвязаны, например, цены на сахар и соль влияют на хлебобулочные изделия, а цена на питьевое молоко может влиять на сливочное масло, поэтому требуется особо оговорить, что 10% – это максимальная наценка, и она уже должна включать наценку на те ингредиенты, которые были применены при производстве.

Как показывает статистика ФАС, приведённая в пояснительной записке к законопроекту, именно так фактически и произошло в прошлом году.
Например, российские производители даже с повышением отпускных цен продавали картофель по 21,2 рубля за килограмм, а в рознице он стоил в среднем 46,6 рубля за тот же килограмм (наценка 119%). А отечественные яблоки получили среднюю наценку в 161% (38,4 рубля за килограмм у производителя, а в рознице – 100,6 рубля за килограмм). Даже отечественная мука продавалась в среднем по цене 47,6 рубля за килограмм, тогда как производитель её отпускал по средней цене 22,6 рубля за килограмм (то есть наценка 110%).

Ожидается, что внесённый в Госдуму законопроект начнут рассматривать уже в начале марта. При этом до того, как появится закон, Минсельхоз совместно с ФАС рассчитывает прийти к соглашению с торговыми сетями о возможности добровольных ограничений наценок на отдельные группы социально значимых товаров. Антимонопольное ведомство за прошлый год обновило свою практику убеждения торговых сетей. Теперь, если прежних методов ФАС для регулирования цен на социально значимые товары окажется недостаточно, ведомство получит на вооружение новый закон.

На сегодня сети «Ашан», «Атак», «О’Кей» и «Магнит» приняли решение о добровольном ограничении наценки на продукты из «социально значимого» списка (сахар, хлебобулочные изделия недлительного хранения, овощи из «борщевого набора» и некоторые виды молочной продукции) на уровне не выше 5%.

А пока Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) в связи со сложившейся обстановкой на Украине выполнило ряд превентивных шагов, которые должны сохранить достаточное количество доступных товаров на полках российских магазинов. В частности, по сообщению Минпромторга, торговые сети располагают запасами всех групп товаров на более чем 40 дней торговли. При этом некоторые товарные группы припасены даже с избытком. Так, бакалейных товаров (макароны, гречка и т. д.) заготовлено на 50–70 дней, а средств гигиены – на 70 дней.