Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Военный пацифизм и любовь, которая разрушает: в прокат выходит «Брат во всем»

Режиссер Александр Золотухин снял нетривиальную историю о близнецах
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

В кинотеатре «Аврора» состоялась премьера драмы «Брат во всем». Нетривиальная история о двух близнецах, мечтающих о небе, уже выступила успешно на Берлинском кинофестивале, а 3 марта выходит в широкий российский прокат. Режиссер Александр Золотухин рассказал о съемках пацифистского кино про военных летчиков.

Мечта о небе

Андрей и Митя Березины неразлучны с рождения и вместе поступили в училище для военных летчиков. Казалось бы, такая близкая связь должна помогать преодолевать любые проблемы, однако парни начинают понимать, что просто мешают друг другу взрослеть и достигать поставленных целей. Они оба осознают, что должны отдалиться, но для них это очень болезненный и почти невозможный шаг.

«Мы знаем множество историй о том, какие чудовищные вещи происходят, когда люди ненавидят друг друга. Мне же хотелось показать, какими драматичными могут быть отношения, когда двое искренне любят. Я выбрал героями фильма близнецов, потому что близость и невозможность разлучиться между ними предельно понятна», – пояснил Александр Золотухин.

Найти актеров-близнецов нужного возраста и определенного типажа в разы сложнее, чем просто актеров, поэтому Александр Золотухин готовился работать с людьми, не имеющими отношения к киноиндустрии, однако ему улыбнулась удача.

«Я люблю работать с непрофессионалами, потому что часто именно они выдают неподдельные искренние эмоции и реакции, на которые интересно смотреть. Я случайно наткнулся на статью о близнецах Николае и Сергее Журавлевых, которые несколько лет назад пытались поступить в Екатеринбургский государственный театральный институт, однако один прошел на бюджет, а второй – нет. В итоге оба брата решили оставить вуз, чтобы не расставаться. Этот поступок настолько ярко характеризует эмоциональную связь между Колей и Сережей, что мне стало очевидно, что именно они должны стать главными героями фильма», – рассказал Александр Золотухин.

Ребята, кстати, в вуз все-таки поступили и успешно его закончили.

«Мы решили лучше подготовиться и на следующий год поступить вместе. Так и получилось. Но если бы один из нас снова не поступил, то мы бы ушли оба», – рассказал Сергей Журавлев, а стоящий рядом Николай согласно покачал головой.

Приглашение на пробы ребята получили сразу после окончания вуза. Идея картины им понравилась, однако они впервые задумались над тем, что братская любовь может им мешать.

«В своей жизни мы с братом расставались не больше, чем на неделю. Мы считали, что наши отношения – это норма, однако в процессе погружения в роли задумались о том, что в определенной ситуации забота близкого человека может мешать. Но у нас такого пока не было», – сказал Николай Журавлев, и стало ясно, что, в отличие от своих героев, братья даже думать не хотят о возможном расставании.

Все по-настоящему

Фильм снимался в действующем училище военных летчиков. Александр Золотухин родился в семье летчика и все детство провел в гарнизонах, поэтому прекрасно представляет авиационную «кухню». Именно поэтому зрители могут наблюдать в фильме настоящие полеты, а не павильонные съемки с компьютерной графикой.

«Когда-то я мечтал стать летчиком, однако для этого требуется стопроцентное здоровье, в итоге я отказался от этой идеи, но интерес к этой сфере остался. Во время подготовки фильма мы с оператором-постановщиком фильма Андреем Найденовым посмотрели множество съемок полетов. Стало понятно, что снятый даже на экшен-камеру полет смотреть в разы интереснее, чем вымученную в павильоне сцену из фильма. В итоге мы обратились в компанию ЛОМО, которая изготовила нам специальные кейсы для камер с возможностью безопасного крепления их на фюзеляже самолета. Конечно, самостоятельно ребята самолетом не управляли, в соседней кабине с ними всегда был инструктор, но некоторую специальную подготовку они прошли», – рассказал Александр Золотухин.

Николай и Сергей Журавлевы особый интерес к авиации никогда не испытывали, поэтому им пришлось многому научиться.

«Перед началом съемок мы прошли недельный инструктаж. Нам показывали, как управлять истребителем, учили специальным знакам, которыми общаются летчики, показывали, как и что и делать. Мы узнали, что истребитель – один из самых сложных с точки зрения управления самолетов, так как там все делается вручную, в гражданской авиации все более автоматизировано», – рассказал Сергей Журавлев и признался, что, несмотря на полученные знания, самостоятельно самолет в небо вряд ли поднимет.

Братья и до прихода в киноиндустрию занимались спортом, однако перед съемками тренировались так, как это делают в летном училище. Многие упражнения направлены там не только на развитие физической силы и выносливости, но и на тренировку вестибулярного аппарата.

«Самым сложным упражнением было «колесо». Надо было встать в огромное железное колесо, делать пять полных оборотов в одну сторону, потом – в другую. Все это вызывает тошноту. Но мы понимали, что это работа, поэтому делали все, что нужно», – сообщил Николай Журавлев.

Самым пикантным моментом фильма стал эпизод с девушкой, в которую персонажи были не то чтобы влюблены, но точно симпатизировали ей. Актеры признались, что целовать почти по очереди одну и ту же девушку им не очень нравилось, однако актерская задача превыше всего. В жизни у них подобных проблем не возникало.

«Конечно, мы стеснялись сниматься в той сцене с девушкой, но, когда включалась камера, эти чувства проходили. Мы просто погружались в роли и делали то, что должны. В жизни нам нравятся абсолютно разные девушки с разным характером», – сообщил Николай Журавлев.

Не про войну, а про мир

Несмотря на то что действие фильма разворачивается в училище военных летчиков, посыл картины сугубо пацифистский.

«В теме военной авиации заложена важная для нашего фильма двойственность. С одной стороны, реактивные самолеты – это вековая мечта человечества о полетах, о скорости и свободе, о небе, с другой – смертоносное оружие, несущее бомбы, разрушения и смерть. В фильме мы говорим об ответственности человека перед этой разрушительной мощью оружия. Мы даже не могли себе представить, что выход на экраны нашего фильма состоится в дни разворачивающейся гуманитарной катастрофы и огромной человеческой трагедии, но, может быть, сейчас особенно важно, чтобы наш фильм посмотрели», – сказал Александр Золотухин.

Закрыть