Как петербургские врачи уже 8 лет спасают детей Донбасса
Белые халаты, юные лица студентов и – кадры, идущие с Донбасса. Суровые скорбные лица мужчин и детские игрушки у памятника донбасским ангелам – десяткам малышей, погибшим за эти 8 лет. Постепенно зал заполняется, у студентов закончились лекции. Какая-то студентка при входе в аудиторию робко спрашивает: «Где отмечаться?» Ей отвечают педагоги: «Нигде. Мероприятие добровольное».
А потом эти будущие врачи, затаив дыхание, слушают рассказы своих старших коллег о том, как спасают детей не в мирных петербургских больницах, а на поле боя или в самолете.
Заместитель главврача по неотнатологии и анестезиологии-реаниматологии, лауреат премии «Призвание» за спасение детей Донецка и Луганска Алексей Яковлев говорит: «Самое страшное – когда страдают дети. Представьте: однажды жители Республики Крым проснулись и поняли, что больше не могут лечить своих детей. Потом в такой же ситуации оказались Донецк и Луганск. Когда в 2014 году после госпереворота на Украине сменилась власть, то она фактически лишила высокотехнологичной медицинской помощи детей, в том числе новорожденных. Раньше существовала маршрутизация, из Донбасса и Крыма их везли в Киев, а с февраля 2014 года этих детей перестали брать».
Коллеги из Крыма и с юго-востока Украины обратились в старейший в России педиатрический университет. И с тех пор вот уже 8 лет спецборты доставляют на высокотехнологичные операции и лечение маленьких пациентов. И сегодня в клинике Педиатрического лежат донбасские дети.
«Первая транспортировка была тяжелой, везли через Симферополь, но в конечном итоге новорожденный ребенок был доставлен в Педиатрический университет в Санкт-Петербург. Затем логистику наладили, в том числе с помощью доктора Лизы (Елизавета Глинка. – Ред.). Мы подлетали максимально близко к границе, совместно с МЧС и Всероссийским центром медицины катастроф забирали детей на борт ИЛ-76, так как транспортировка новорожденных детей имеет свои особенности. Сначала детей было немного, затем стало доходить до десятков, иногда были целые борты. Это были не только больные, но и раненные в результате бомбежек дети. Они страдают только потому, что их родители говорят по-русски», – отмечает Алексей Яковлев.
С 2014 года педиатры Петербурга сделали больше 40 таких вылетов.
Старшая операционная медицинская сестра Перинатального центра Педиатрического университета Валентина Соцкова сама прошла десятки горячих точек как медицинский работник. И она говорит почти по-военному четко: «Медики как никто знают, к чему ведет бездействие, если не принимать меры. В данной ситуации в связи с приходом к власти националистического режима на Украине может быть только хирургическое лечение. Эта военная операция является важнейшим этапом мировой истории».
Ведущий встречи – главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов вывел на связь Донецк. Однако общение сначала не складывалось – прямо в эти минуты Донецк бомбили. Но в итоге все же удалось услышать донбасских врачей.
Руководитель донецкого регионального Центра охраны материнства и детства, доктор медицинских наук Владимир Чайка и доктор медицинских наук Ольга Долгошапка поблагодарили петербургских коллег.
«У нас идет снова обстрел, извините за перебои со связью... Но все равно сегодня мы рады, что наступило время, когда мы вместе. Мы за эти 8 лет войны пережили очень большие трудности, и я не знаю, как бы мы выживали, если бы не было друзей из России. Россияне всегда были в нашей душе. Великий город великого Петра – вы всегда с нами. Те люди, которые воюют с нами, они просто забыли, что русские и украинцы – единый народ. Надеюсь, что с вашей помощью наступит мир», – сказали донецкие медики.