Ректор Военмеха Константин Иванов: «Все современные системы оружия создаются нашими выпускниками»
– На что ориентировано развитие университета?
– Наш вуз всегда развивался в зависимости от вызовов сегодняшнего дня и модификации системы комплексной безопасности России. Военмех – кузница кадров для военно-промышленного комплекса.
Безопасность государства основана на трех китах – политическая стабильность, экономическое процветание и обороноспособность. Если раньше вооружения определялись артиллерией, впоследствии ракетным оружием, приборной базой систем вооружения, то сейчас появились совершенно новые приоритеты.
– Расскажите о них подробнее.
– Можно выделить три ключевых направления. Первое – воздушно-космическая оборона и новая техника. Это гиперзвуковые ракеты, летящие по околоземной орбите. Все, что связано с летательными аппаратами и космосом. В данном случае космос рассматривается как расширение земного пространства. Напомню, ранее в своем послании народу президент Российской Федерации Владимир Путин представил гиперзвуковое оружие. Разработкой этих систем занимался наш выпускник Герберт Ефремов. Гиперзвук – это принципиальное увеличение скорости полета, другая физика.
Второе направление – цифровизация и искусственный интеллект (ИИ), информационная защита, гибридные и сетецентрические войны (концепция ведения войны, при которой все участники боевых действий – командование, техника, личный состав – объединены в единую информационную сеть).
Третье – военная робототехника, которая начинает играть главную роль в некоторых военных формированиях. Например, создание подводного комплекса «Посейдон» – это роботизированная ядерная торпеда, способная выполнять задачи на больших глубинах. Безусловно, это оборонительное, но крайне разрушительное изделие.
– Сейчас много говорят об освоении Арктики – работаете в этом направлении?
– Военмех, а потом и наши выпускники решают множество задач по вопросам работы военных систем в экстремальных условиях, то есть пониженных температур, на сверхглубинах, в космосе.
Традиционно считалось, что Арктика никому не нужна, деление региона осуществлялось так: есть точка – Северный полюс и граничащие с Арктикой страны. Если с Северного полюса провести лучи, эта территория признавалась за той страной, вдоль границы которой они проходили. Есть российский, канадский, норвежский и другие секторы. Теперь же, когда мир осознал богатство и потенциал региона, еще ряд стран, не имеющих границы с Арктикой, настаивает, что деление необходимо провести иначе.
Для нас главное то, что Арктика является регионом с экстремальными температурами. К примеру, наша военная техника устойчиво работает при температурах до минус 40 градусов, а там бывает и минус 50. Расширение температурного диапазона приводит к появлению новых разработок в области военной техники.
– Среди выпускников Военмеха немало космонавтов. Расскажите о вкладе вуза в освоение космоса.
– Специально мы космонавтов не готовим. Но действительно, среди наших выпускников известные космонавты – Георгий Гречко, Сергей Крикалев, Иван Вагнер и Андрей Борисенко. Отмечу, что наши выпускники занимают множество высоких постов не только как конструкторы и инженеры, но и как топ-менеджеры и руководители в других сферах. Например, среди них директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, руководитель Службы контрразведки ФСБ РФ Владислав Меньщиков и другие.
Говоря о космическом пространстве, можно смело сказать, что его освоение в ближайшие годы продолжит набирать обороты. Большая часть исследований, приводящихся в космосе, пока проходит в ограниченном секторе. Достаточно орбит, которые используются для спутников связи и слежения.
В области спутникостроения мы ни на шаг не отстали от ведущих мировых держав. У нас есть несколько кафедр, которые готовят специалистов по работе со спутниками. Плотно работаем с ведущим предприятием в этой области – Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева в Красноярске. Это производители и создатели системы «Глонасс» и большинства наших спутников на орбите.
– Насколько реальны планы освоения Луны и Марса в обозримом будущем?
– Ракетостроение и стартовое оборудование космодромов постоянно модернизируются. Что же касается полетов на Луну и Марс, такая работа тоже ведется, но реально в ближайшем будущем стоит рассматривать только Луну. С Марсом есть технические проблемы, но главное – что человек, отправившийся в такое путешествие, не выживет. Тут необходимо изменить систему защиты космического аппарата, который отправится на Красную планету. Пока такое путешествие слишком опасно. В мире к этому еще никто не готов, по крайней мере к пилотируемому полету.
К слову, хотя официально мы не говорим о космическом оружии, скорее о системах воздушно-космической обороны, все прекрасно понимают, что война в космосе возможна. Конечно, никто подобного не хочет, но никто от этого не застрахован.
– Сейчас растет спрос на космических инженеров?
– С каждым годом. Роскосмос и другие организации, связанные с освоением космоса, открывают все больше рабочих мест, а значит, им нужны квалифицированные специалисты.
– Вы упоминали важность информационной безопасности и развития искусственного интеллекта. Какая работа идет в этом направлении?
– Тема безопасности сейчас актуальна как никогда на фоне обострения межгосударственных отношений. Отмечу, что Военмех был одним из первых петербургских вузов, поддержавших решение о признании Донецкой и Луганской народных республик.
Информационная безопасность – важнейшая составляющая обороны. Условно ее можно разделить на два направления. Информационно-техническая, то есть не допустить проникновения в различные сети и системы, скажем, чтобы никто не взломал городскую электростанцию. И информационно-психологическая, связанная с воздействием информации на мнения людей. В этом направлении наш вуз также готовит специалистов по противодействию внешним угрозам.
Разработка собственных программных продуктов ведется давно. Вопрос импортозамещения всерьез встал после введения первых санкций со стороны США и Европы. Санкции подстегнули развитие отечественной элементарной базы программирования. Впрочем, полностью отказаться от импорта невозможно. Систему разделения труда никто не отменял, это важный элемент развития экономики. Невозможно в одиночку делать хорошо все. Как следствие, сейчас идет переключение с американо-европейских поставщиков на контакты с Китаем, Кореей, некоторыми странами Латинской Америки. По качеству отличий фактически нет.
– Современное образование довольно теоретизированное, как в Военмехе с практической стороной дела?
– У нас упор как раз на практику. Любое образование должно сочетать мощную фундаментальную подготовку и ориентацию на современные технологии и запросы. Если оставить только фундаментальное образование, это стагнация. Но если дать новые знания и концепции без основы, качественно работать человек не сможет. Обладая богатыми традициями, начиная с царского Императорского ремесленного училища, Военмех имеет все необходимое, чтобы дать нашим студентам базу и самые передовые знания. Вуз обладает одной из лучших лабораторных баз среди вузов России в области систем вооружения. Наши студенты проходят практику на ведущих оборонных предприятиях.
При этом мы занимаемся научными исследованиями. В частности, занимаемся спутниками, созданием новых материалов и боеприпасов, приборами позиционирования на орбите, бесконтактной передачей энергии, проходящей в воздухе и на подводных лодках при больших глубинах. Среди прочего занимаемся вопросами замены межконтинентальных баллистических ядерных ракет под кодовым названием «Сатана» на новые «Сарматы». Наши выпускники занимались разработкой ракет «Калибр». Все современные системы оружия создаются нашими выпускниками.
Справка:
В 1875 году в Петербурге начало работу Ремесленное училище цесаревича Николая, преемником которого как техническое образовательное учреждение является Военмех. В 1932 году, 26 февраля, подписан приказ о создании Военно-механического института Наркомата тяжелой промышленности. Вуз не прекращал готовить кадры даже во время блокады Ленинграда. В декабре 1992 года институт переименован в Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова. За прошедшие с момента основания десятилетия вуз подготовил свыше 70 тысяч специалистов, среди которых сотни известных конструкторов, космонавтов и оружейников.