Яндекс.Метрика
  • Августа Орлова

Всемирно известный исследователь ржи: в чем главные заслуги Владимира Кобылянского

Старейший научный сотрудник Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н. И. Вавилова (ВИР) скончался в Петербурге на 94-м году жизни
Фото: Августа Орлова/«Петербургский дневник»

Владимир Кобылянский классифицировал виды культурной ржи, открыв новые возможности для селекционеров, создал десятки сортов этой культуры, превосходящие по полезным свойствам зарубежные аналоги и занесенные в Государственные реестры России, Украины и Белоруссии.

Будущий исследователь родился 24 августа 1928 года в крестьянской семье в селе Малое Каратаево в Одесской области. Окончив в 1952 году Ленинградский сельскохозяйственный институт, поработал несколько лет агрономом и руководителем хозяйства в Курской области, пока не нашел главную тему своей жизни – рожь, один из основных культурных злаков, издавна возделываемых человеком.

В 1956 году Владимир Кобылянский становится лаборантом отдела селекции в группе озимой ржи в Северо-Западном НИИСХ, в 1960-м поступает в аспирантуру Всесоюзного института растениеводства им. Н. И. Вавилова, где проработал более 60 лет. Он трудился здесь буквально до последних дней.

Последнее открытие

Кропотливое изучение мирового генофонда ржи позволило Владимиру Кобылянскому раскрыть ее потенциал. Он разработал новую ботаническую систему, включившую 9 видов и 4 подвида ржи. Итогом этих работ пользуются ведущие генбанки Европы.

Кобылянский основал новое направление в селекции, выявил гены устойчивости к различным болезням, создал ряд озимых сортов ржи.

«Рожь всем-всем хороша, только не поедается животными. Там есть такие компоненты – водорастворимые пентозаны, пятиуглеродные сахара, которые вызывают проблемы при кормлении животных: препятствуют пищеварению и усвоению полезных веществ, так как поглощают воды в десять раз больше своей массы, что приводит к созданию своеобразного клейстера. Человеку эти вещества не вредят благодаря термической обработке», – ранее рассказывал «Петербургскому дневнику» Владимир Дмитриевич о научной проблеме, стоявшей перед селекционерами мира десятки лет.

Зарубежные коллеги пошли по пути искусственного создания ферментов, чтобы снять проблему на этапе пищеварения. Но это привело к 30-процентному удорожанию кормов. Владимир Кобылянский пошел другим путем. Ученый выяснил, что чем тоньше стенки клеток, тем меньше в зерне пентозанов. Зерна с нужными свойствами он отсортировал по внешнему виду: cделать открытие ему помогли лабораторное решето и настольная лампа.

Совместные работы ученых ВИРа с селекционерами позволили добиться рекордно низкого содержания водорастворимых пентозанов у ржи. Сорта «Вавиловская», «Берегиня», «Подарок», «Янтарная», «Красноярская универсальная» и «Новая Эра» уже допущены к использованию и включены в Государственный реестр селекционных достижений.

«Буду работать, пока низкопентозановые сорта не начнут поступать в животноводческие хозяйства», – говорил ученый незадолго до своей кончины.

Доброе имя Вавилова

На долю Владимира Кобылянского выпало и участие в информационных войнах. В разгар перестройки, когда ученый работал заместителем директора ВИР имени Вавилова, в одной из западных газет появилась статья с обвинениями Вавилова в том, что он «ограбил» Эфиопию во время одной из своих экспедиций на африканский континент.

«Конечно же, взять горстку семян в научных целях да еще с разрешения властей, не означает ограбить. Но обвинение прозвучало, и нужно было реагировать, – рассказывал об этом инциденте Владимир Кобылянский. – Со времени экспедиции Вавилова в Эфиопию многие местные сорта были утрачены. Правительство СССР распорядилось передать Эфиопии часть образцов, чтобы и Вавиловская коллекция не пострадала, и пробелы в разнообразии местных культур Эфиопии можно было восполнить. Я их передавал в рамках советской промышленно-торговой выставки. Присутствовало телевидение, вышли два номера газеты об этом, – вспоминал Владимир Дмитриевич. – Доброе имя Вавилова мы тогда защитили».

Закрыть