Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Селф-мейд Петр: как увлечение первого русского императора мешало строить мосты

«Петербургский дневник» продолжает серию материалов, посвященных 350-летию со дня рождения Петра Великого. Главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова отмечает, что первый русский император от природы обладал аналитическим складом ума и любознательностью, – именно эти черты помогли ему освоить огромное число профессий и ремесел, от стоматологии до морского дела

ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ ВОЕННЫМ

Сегодня Петра Алексеевича вполне можно было бы назвать селф-мейд-человеком, или тем, кто добился успеха исключительно благодаря труду и упорству. Несмотря на высокое происхождение, в детстве будущий император не получил регулярного образования. К тому же рано лишился отца, которого ему заменил сводный брат – царь Федор Алексеевич, который и сам впоследствии скончался в возрасте 20 лет. В будущем Петр активно создавал школы как для простых детей, так и для детей дворян, компенсируя этим то, что сам не получил в детстве.

«К Петру приставили воспитателя Никиту Моисеевича Зотова, когда мальчику шел четвертый год. Но Никита Моисеевич был такой педагог, что регулярного образования, безусловно, Петр не получил… Уже потом, когда он давал образование своим дочерям Анне и Елизавете, Петр I как раз ставит им в указ, что какая это радость – получить образование. Для него это было очень важно», – замечает Марина Логунова.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» – в некотором смысле это жизненный девиз императора. Петр Алексеевич освоил за свою жизнь немало ремесел и профессий, погружаясь в каждую с азартом и детской восторженностью.

«Он хотел проникнуть внутрь профессии, ремесла, изучить его. Это была тяга к образованию на всех уровнях. Петр еще с детства ощущает себя человеком военным. Во-первых, одна из главных функций главы государства – это защита подданных, поэтому у нас практически все правители дореволюционного времени были военными. Даже если заниматься хотелось чем-то другим… Но для Петра это было еще и увлечение: недаром он создал свои потешные полки. Будущий император отказывался от помощи и сам стоял на карауле, чистил амуницию, что не нравилось ни его матери Наталье Кирилловне, ни боярам. Было у него и свободное время. Он тратил его на изучение столярного мастерства, например, в отрочестве он сам себе сделал тачку и возил в ней песок».

ПОЧЕМУ В ПЕТЕРБУРГЕ ДОЛГО НЕ БЫЛО МОСТОВ

Одной из самых больших страстей Петра было морское дело: он вообще предпочитал передвигаться именно по воде. Эта одна из причин, почему в городе долго не было мостов.

«Он у нас еще и фортификатор: может быть, он сам и не чертил планы, но он держал руку на пульсе строительства новых крепостей бастионной системы. Это, например, Новодвинская крепость в Архангельске, которая заложена даже раньше, чем Петропавловская крепость. Первая книга по фортификации, которая была переведена на русский язык – «Новое крепостное строение на мокром или низком горизонте» Минно ван Кугорна, фортификатора голландского происхождения, – по приказу Петра I должна была находиться в библиотеках всех его сподвижников. Однажды он узнал, что существует какой-то прибор, по которому можно ориентироваться в пространстве. Это вылилось в то, что он увлекся математикой, которая важна для артиллерии. Яков Долгорукий привез ему из-за границы астролябию. Что касается Петра-кораблестроителя, то в отрочестве в селе Измайлово он нашел тот самый английский бот, который мог ходить и по ветру, и против ветра. Голландский мастер Карштен Брандт починил бот, сделал паруса, мачты. Петр на нем две-три недели пытался плавать. Получилось не очень, но зато понравилось. Позже этот ботик был привезен в московский Кремль и дали ему название – «дедушка русского флота». Потом Петр сам построил яхту и в конечном итоге так появляется первый в мире яхт-клуб, который был и для увеселения, и для обучения хождению по воде», – рассказывает исследователь Петровского времени в беседе с «Петербургским дневником».

ИСКУСНЫЙ СТОМАТОЛОГ

За границей Петр I увлекся медициной: прослушал курс в Лейпцигском университете, познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями и врачами. Так как здоровье у него было не самое крепкое, впоследствии самостоятельно оказывал помощь себе и своим близким. «Он делал им операции, а если они не помогали, сам потом их вскрывал… Интересовался тайной бальзамирования: не случайно Рюйш продал ему коллекцию анатомических препаратов и детей с пороками развития – то, что тогда называлось «монстрами». Петр посещал анатомический театр доктора, а тот, в свою очередь, видел в Петре достойного преемника своего увлечения», – рассказывает историк.

К слову, Петр Алексеевич стал и профессиональным коллекционером, открыл в России первый натуралистический музей – Кунсткамеру. Петербуржцы на экскурсию сперва не стремились, и император завлекал гостей новым «заморским напитком» – кофе.

Сегодня посетители Кунсткамеры могут заметить среди экспонатов зубы – Петр Великий всерьез увлекался и хирургической стоматологией. «Говорят, что зубы вырваны неправильно. Нет, это неправда. Я специально запрашивала информацию у стоматологов, и они рассказали, что зубы вырваны грамотно и правильно, никаких ошибок допущено не было, да еще и очень искусно», – добавляет кандидат исторических наук Марина Логунова.

РЕМЕСЛО, КОТОРОЕ ПЕТРУ НЕ ДАЛОСЬ

Есть легенда, что единственное, что было неподвластно императору, – это плетение лаптей. Якобы однажды он воскликнул после неудачной попытки: «Нет ремесла мудрее этого». Зато Петр первым в Россию привез из Голландии коньки, а позже придумал коньки с закрепленными к подошве полозьями.

Будущие правители во многом старались стать преемниками императора.

«У кого-то получалось больше, у кого-то меньше. Например, Екатерина II пыталась показать, что она – политическая наследница Петра I, а Петр III принял такое количество указов, которое и не снилось Екатерине II. На самом деле они все старались преуспеть в этом деле. А что касается талантов Петра Алексеевича, в целом, на мой взгляд, он был склонен к точным наукам и естественно-научному направлению. Его сестра Софья, напротив, была писательницей, хотя ничего и не сохранилось до наших дней. Я думаю, с Софьей их роднила сила характера, ведь своим лидерством она подготовила XVIII век – время женского правления».

Закрыть