Петербургский нуар: в прокат выходит фильм «Совесть»
Черно-белый фильм «Совесть» режиссера Алексея Козлова только готовится к российскому прокату, однако уже произвел фурор на Шанхайском международном кинофестивале (SIFF), забрав три золотых кубка из восьми. Создатели картины удивлены такому успеху, ведь они снимали европейскую нуарную драму.
От детектива к драме
Изначально «Совесть» должна была стать детективом, а главным персонажем – Ленька Пантелеев, банда которого орудовала в Петрограде в начале 1920-х годов в реальной жизни.
«История Леньки Пантелеева, которую многие знают, фейковая. Невозможно поверить в то, что этого 21-летнего парня спецслужбы специально внедрили в преступную среду, чтобы он, как главный паук в банке, сожрал всех остальных, однако Ленька переметнулся и его убили. Мы пытались написать такой детектив, но у нас все посыпалось, потому что так просто быть не может. Нам представлялось, что за всеми выходками Леньки должен стаять некий интеллект, поэтому у нас появилась фигура следователя и преподавателя права Бориса Летуша, а потом мы поняли, что он гораздо интереснее Леньки», – рассказал на премьере фильма на киностудии «Ленфильм» Алексей Козлов.
Пандемия коронавируса остановила работу над картиной на целых три месяца. Поначалу съемочная группа переживала, однако, по заверению режиссера, такая пауза пошла ленте только на пользу.
«Появился Владислав Комаров, который прекрасно справился с ролью Бориса Летуша. На крупных планах рефлексия и сомнения на его лице прекрасно читаются без всяких слов. Мы поняли, что этому персонажу надо создавать препятствия, поэтому поменяли актрису на роль Лоры (любовница Леньки. – Ред.). Изначально она была просто милой девочкой. Когда пришла Наташа Свешникова, у героини появился характер, она стала женщиной, которую непросто уговорить следовать своим идеям. Нам это было нужно. Потом мы стали планомерно вырезать из фильма все детективные сцены – гонки, погони, чтобы он окончательно превратился в драму», – рассказал Алексей Козлов.
Владислав Комаров действительно прекрасно отыгрывает роль человека, который очень хочет жить по совести, однако у него это не получается. Александр Кононец, сыгравший Леньку Пантелеева, великолепно перевоплощается в социопата, который в одну секунду улыбается, а в другую достает оружие и мстит. Все это придает фильму динамики, насколько драма это позволяет, а зрителю очень трудно предположить, что же произойдет в следующую минуту.
Нуарная картинка
Главное, что выделяет «Совесть» среди многочисленных российских премьер, – «вкусная» нуарная картинка. Съемочной группе удалось показать Петроград 1922 года так, чтобы он не стал пародией на нуарные американские детективы. Задумчивый Владислав Комаров прекрасен в плаще и шляпе, Наталье Свешниковой идет платье из эпохи «Великого Гэтсби», однако Василий Щипицын в форме чекиста и Анастасия Мельникова в «бабушкиной» кофте не дадут забыть, где именно развиваются события.
«Честно говоря, успех на SIFF стал для нас неожиданностью, ведь мы стремились к европейскому кино и специально добивались такой кайфовой нуарной картинки. Нас всех очень завораживает эта эстетика. Впрочем, в жюри SIFF не только азиаты, но и европейцы, возможно, это сыграло определенную роль. В любом случае, по правилам SIFF, мы больше не можем направить картину на другие фестивали, поэтому все, что нам остается, – ждать отзывы реальных зрителей», – пояснил Алексей Козлов.
В Шанхае съемочная группа «Совести» забрала сразу три золотых кубка: за выдающиеся художественные достижения, за лучший сценарий и за лучшую операторскую работу.
В России прокат «Совести» начнется 24 февраля, причем не в кинотеатрах, а сразу на видеоплатформах.
«Конечно, мне нравится смотреть фильмы на большом экране, однако кинотеатры переживают не лучшее время, зритель оттуда уходит, особенно думающий. Зато платформы, наоборот, развиваются. Это нормальная ситуация, поэтому решение выходить в прокат сразу на видеоплатформе не было для нас сложным, оно было радостным», – сообщил Алексей Козлов.