Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Геннадий Орлов: «Стоит ли Камиле Валиевой выступать на Олимпиаде, если медаль ей все равно не будут вручать?»

Популярный спортивный комментатор Геннадий Орлов специально для «Петербургского дневника» высказал свое мнение о деле фигуристки Камилы Валиевой, которая сдала положительную допинг-пробу, но все же выступит в женском одиночном катании на Олимпиаде

Спортивный арбитражный суд (CAS) не стал отстранять российскую фигуристку от участия в Олимпиаде, но ситуация, сложившаяся вокруг Камилы Валиевой, взбудоражила мировую спортивную общественность.

По мнению популярного комментатора Геннадия Орлова, случай с Валиевой говорит о том, что в российском спорте есть проблема допинга.

«Валиева сдала допинг-пробу, в которой были найдены следы триметазидина. Это лекарство, которое укрепляет сердечную мышцу. Его употребление запрещено. Валиевой всего 15 лет, могла ли она самостоятельно принимать этот препарат? Я верю словам нашей знаменитой Татьяны Тарасовой, великого тренера, которую только что поздравили с 75-летним юбилеем. Так вот, она сказала: «Валиева – талантливая девочка и она абсолютно ни при чем, она невиновна». А я скажу, что виновны люди из ее окружения, те, кто с ней работает, – тренер, врач. Вопросы надо задавать им. И заметьте, что Этери Тутберидзе, тренер Валиевой, сказала в своем интервью, что не понимает, почему результат допинг-пробы, которую у фигуристки взяли еще в декабре, стал известен только во время Олимпиады, почему об этом не предупредили раньше. Таким образом, она проговорилась, признала, что опасения насчет допинг-пробы у нее были», – полагает спортивный эксперт «Петербургского дневника».

Как утверждают те, кто защищает Камилу Валиеву, употребление триметазидина не может помочь ей исполнять четверные прыжки и другие сложнейшие технические элементы. Фигурное катание никогда не было видом спорта, чьи представители попадались на применении допинга. Но не все так просто, считает Геннадий Орлов.

«Надо понимать, что спортсмены в наше время, даже в фигурном катании, очень много сил тратят на тренировках. Гораздо больше, чем во время выступлений. Уже несколько десятилетий назад стало ясно, что для восстановления спортсменам недостаточно традиционных средств. Тщательно подобранное питание, режим отдыха, сна – этого при современных нагрузках мало. В ход пошла фармакология. Разработкой средств, которые помогут спортсменам, занялись ученые, и не отдельные ученые, а целые лаборатории», – уверен комментатор.

Допинг стал серьезной проблемой в спорте по многим причинам.

«Поверьте мне, человеку, который работал на 18 Олимпиадах: допинг присутствовал и много лет назад, и присутствует сейчас. Было понятно, что немало спортсменов одерживают победы нечистыми методами. Так, на зимней Олимпиаде 1988 года все были уверены, что советские лыжницы много золотых медалей выиграли за счет чего-то запрещенного. Это был «кровяной допинг», который тогда не умели распознавать. Мир был убежден, что в ГДР, СССР, Китае применяют запрещенные средства и методы и делают это на научной основе. В Америке спорт финансирует не государство, а различные фонды, там нет поддержки допинг-системы на государственном уровне», – рассказывает спортивный тележурналист.

В последние годы в мировой спорт пришли большие деньги, и это тоже способствует распространению допинга.

«В конце 1980-х президент МОК маркиз Хуан Антонио Самаранч столкнулся с ультиматумом, который ему поставили крупные компании – «Кока-Кола», «Найк», «Макдоналдс» и другие, потребовавшие как-то изменить ситуацию с доминированием на Олимпийских играх спортсменов из стран, в которых царят диктатура, тоталитарные режимы. Иначе они прекратят спонсировать Олимпиады. Самаранч при поддержке МОК пошел им навстречу, разрешил с 1992 года выступать на летних Играх баскетболистам из НБА и профессиональным теннисистам. Однако что произошло дальше – крупные компании стали вкладывать в спорт огромные деньги, выплачивать крупные суммы призовых во многих видах спорта, в легкой атлетике организовали «Бриллаинтовую лигу». У атлетов появился мощный материальный стимул. А в России выплачивают за олимпийские медали премии в несколько миллионов рублей. Многие спортсмены стали сами просить тренеров давать им «таблетки, которые помогут побеждать». О будущем здоровье никто не думает. Никто не хочет быть бедным», – уверен комментатор.

Борьба с допингом ведется, но в России ее трудно признать эффективной, полагает эксперт.

«У нас даже приняты законы об уголовной ответственности за допинг, но их не применяют. Многих спортсменов наказывают, дисквалифицируют. Но нужны более строгие санкции, а то тренеры, применявшие допинг, продолжают работать, пусть и не на виду. Возвращаясь к случаю с Камилой Валиевой – РУСАДА и Министерству спорта надо провести расследование, найти тех, кто дал ей запрещенный препарат. Найти и серьезно наказать», – убежден Геннадий Орлов.

Камила Валиева допущена к участию в личном турнире, но МОК объявил, что в том случае, если она войдет в тройку призеров, то церемония вручения наград проводиться не будет. По мнению комментатора, это важный момент.

«О чем говорит это решение МОК? О том, что они признали факт употребления Валиевой допинга. Судя по всему, они не собираются награждать российских фигуристов и за победу в командном турнире. Надо подумать, стоит ли Камиле выступать, если ее результаты все равно не будут признаны? Может быть, лучше отказаться выходить на лед?» – размышляет Геннадий Орлов.