Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Гаражи или школа? Как развивается ситуация на Морской набережной

Василеостровцы выясняют, что им нужнее: школы или гаражи

Петиция с просьбой остановить возведение школы на Васильевском острове набрала около тысячи голосов, главные противники строительства – члены гаражного кооператива на Морской набережной. Действительно ли на побережье не нужна школа, разбирался «Петербургский дневник».

Гаражам можно, детям – нет?

Гаражный кооператив «Маяк» – один из крупнейших в городе: сейчас даже трудно представить, чтобы в одном из центральных районов стояли рядом 2 тысячи боксов. Автомобилисты утверждают: гаражное, а не жилое строительство тут возникло неспроста: селиться на такой земле было опасно. Грунты, по словам автомобилистов, представляли собой свалку радиоактивных отходов, возникшую в то время, когда Васильевский остров был в основном промышленным районом.

Когда-то, в советские годы, эти три с половиной гектара земли принадлежали Министерству обороны, и военные испытывали здесь топливо для подводных лодок. Завод имени Козицкого, выпускавший телевизоры, сгружал сюда бракованные кинескопы, а значит, тут может быть ртуть.

«В почве под гаражами высокие концентрации тяжелых металлов: свинец и медь в некоторых пробах превышены до 100 раз, кадмий – до 64. Многие пробы имеют кратное превышение по селену, цинку и мышьяку», – утверждают авторы петиции.

Они считают, что если опасные отходы и похоронены сейчас под грунтом, то при рытье котлована все может выйти на поверхность.

Машины в гаражах хранят 20 процентов гаражевладельцев, неоднократно заявляли и представители Комитета по контролю за имуществом (ККИ), и сотрудники Комитета имущественных отношений (КИО). Инспектируя тот или иной гараж, представители Смольного отмечают, что хранятся в них преимущественно сезонные комплекты резины, а больше ничего. Автомобилисты предпочитают ставить машины у дома.

Больше всего авторы петиции сетуют на то, что срок вывоза имущества из гаража ограничили двумя неделями – до 16 февраля. Косвенно это подтверждает догадку, что гаражи используются под склады. Другая претензия автомобилистов: даже если в 2 тысячах боксов хранится только 500 машин, то не заполонят ли они все окрестные дворы?

Дефицит мест уменьшат наполовину

«Шестого июля 2020 года, более полутора лет назад, учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» направило уведомление об отказе от исполнения договора в адрес регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА. – Ред.), – сообщает администрация Василеостровского района. – В декабре того же года сведения о прекращении действия договора внесены в Единый государственный реестр недвижимости».

Словом, члены кооператива все знали. Если, конечно, руководство ВОА не решилось объяснить это и расклеить объявления на гаражах, как это уже, например, было сделано в других районах. В июне 2021 года ККИ даже оштрафовал кооператив на 50 тысяч рублей за лишние строения на городской – подчеркивается, уже городской, а не арендованной – земле. Добавим, что на сайте бесплатных объявлений несколько недель назад появились сообщения с предложением купить гараж за 300-400 тысяч рублей. Такие деньги обычно просят за гараж, место под которым официально закреплено в собственность или долгосрочную аренду (бокс без места оценивается на порядок дешевле).

По планам, на набережной построят стандартную школу на 1375 мест с двумя бассейнами, два детских садика на 160 и 240 мест, а также два кабинета врачей общей практики.

«Необходимость в социальных объектах в районе огромна, учитывая темпы жилищного строительства, – заявила пресс-секретарь района Татьяна Слышова. – Дефицит мест в школах района – на 2808 человек, а в детских садах – на 800. К 1 сентября ежегодно добавляется по 600 детей в школах, а также по 60-70 – в детских садах».

Замеры

Опасные почвы – обвинение серьезное, но администрация сообщает, что еще в 2006-2012 годах по заказу КИО провели радиационное обследование территории. Чуть в стороне от «Маяка», по адресу Шкиперский проток, 16, у самой Галерной гавани, выявили участки радиоактивного загрязнения – там выполнили работы по дезактивации и очистке. Год назад, 12 марта 2021 года, передвижная химико-радиометрическая лаборатория Центра обеспечения мероприятий гражданской защиты провела очередное обследование – превышение радиационного фона выявлено не было, как и радиоактивное загрязнение почвы. В июле по запросу на тот момент депутата ЗакСа Алексея Ковалева экологическая аварийная служба учреждения «Экострой» измерила мощность амбиентной дозы гамма-излучения по периметру и на территории. Радиационный фон составил от 0,09 до 0,16 мкЗв/ч, что находится в пределах естественного радиационного фона Петербурга.

Руководитель экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук пояснил «Петербургскому дневнику», что «половина Петербурга стоит на строительном мусоре, если вспомнить, как город пострадал в войну». Мусор тоже содержит уйму ядовитых веществ, в том числе тяжелые металлы, бензопирен и ртуть. По этой причине люди не едят городскую рыбу и яблоки, выросшие во дворе.

«За все в жизни надо платить, в том числе за городской комфорт», – резюмировал Шевчук, пояснив, что повышенное содержание металлов, например кадмия, он выявил когда-то даже на Каменном острове.

На заметку

При этом активисты петербургского отделения Народного фронта просят сдвинуть сроки ликвидации коллективной автостоянки «Маяк» на Васильевском острове как минимум на лето. Они, в частности, предложили правительству еще раз провести предварительную экспертизу этой земли, чтобы определить ее пригодность для строительства школы.