Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Мы все участвуем в одном большом рок-н-ролле, и каждый привносит в него что-то свое»: Сергей Мазаев – о новых песнях и «разумном минимализме» в музыке

13 февраля рок- группа «Моральный кодекс» выступит с концертом в Санкт-Петербурге, подробнее о нем вокалист рассказал «Петербургскому дневнику»

  Сергей Владимирович, как-то вы упоминали, что один из принципов вашего творчества – это «разумный минимализм». Можете рассказать поподробнее?

–  Как вам сказать? Что касается «разумного минимализма» – его довольно сложно характеризовать, потому что это всё основано на личном восприятии. Мы просто хотели, пытались следовать принципу «чем меньше нот в песне – тем лучше», то есть малым количеством нот делать хиты. Например, в песне «До свидания, мама!» четыре ноты всего. Мы брали за основу высказывание Ричарда Блэкмора «На двух нотах я уже хит сочинил, теперь мечтаю сочинить хит на одной ноте». Это была такая полушутка, полусерьёз. Мы не то чтобы серьёзно придерживались этого правила, но, конечно, чем оптимальнее режим, тем меньше средств мы используем для достижения цели. И тем лучше. Такая концепция была у нас в самом начале, но это было 30 лет назад, друзья мои.

Сейчас уже от минимализма ничего не осталось. Я занимаюсь давно эстрадным оркестром, где 25 человек народу. Какой минимализм тут может быть? У нас богатые, широкие аранжировки и всё традиционно.

 Замечали ли вы, что ваша музыка послужила вдохновением для других музыкантов? Возможно, вводили какие-то новые «фишки», которые потом перехватывали ваши коллеги?

–  Начнём с того, что в нашей стране я не слышал ни одного нового музыкального явления. В основном мы всё подбираем из западной цивилизации, как всё вокруг, собственно – архитектура, литература, культура. Это всё итальянские слова в чистом виде, понимаете? Поэтому мне трудно об этом говорить.

Что касается каких-то «фишек», то ничего подобного я не замечал. Дело в том, что и наши так называемые «фишки» – вторичны. Мы тоже это всё когда-то, где-то услышали у американских, английских, канадских, австралийских рок-групп. Мы, собственно, брали за основу своего звучания INXS, The Rolling Stones и Брайана Ферри – хотели совместить это всё. Так называемая новизна только в этом миксе, смешении стилей. И то трудно говорить, что мы что-то новое в музыке придумали. Мы все участвуем в одном большом рок-н-ролле, и каждый привносит в него что-то своё.

 Группа «Моральный кодекс» играет в стиле рок-н-ролла с элементами блюза, фанка и джаза с самого основания группы в 1989 году. Как появилась идея развиваться в этом музыкальном направлении?

–  Дело в том, что я был известным ещё до «Морального кодекса». Играл в группе «Автограф», которая была центральной музыкальной группой Советского Союза. Мы собирали огромные стадионы по всей стране.

И в конце 80-х, когда я присоединился к ансамблю Red Baron and Heroes, он трансформировался в группу «Моральный кодекс». Так мы начали свою дорогу. Тогда не было ещё FM-вещаний. Мы были популярны только в Москве и Петербурге, где повально начали открываться рок-клубы. Многие из этих клубов мы открывали – были там первыми исполнителями. Все концерты проходили с большим успехом. Со временем групп стало больше. Много команд приехало в Москву с Урала, из Сибири. И началась такая насыщенная рок-н-рольная жизнь. Вообще было много классных команд. Например, их 80-х мне запомнились группы «Николай Коперник», «Ночной проспект», «Оберманекен’ы», «АльянС». Сейчас трудно что-то говорить, потому что их давно нет, они все канули в вечность, но остались в истории. Кто-то, может, и до сих пор слушает.

А что касается самого стиля, то мы играли всё – элементы блюза, фанка, джаза, регги угадываются в разных наших песнях, но мы никогда не стояли в одном узком жанре. Всегда играли совершенно разные песни. Мне, как музыканту-инструменталисту, интересно использовать разные инструменты при создании музыки.

Поэтому спустя какое-то время я создал оркестр, камерный квинтет. Занимаюсь разной очень музыкой, но «Моральный кодекс» остался рок-н-роллом.

 Как в группе «Моральный кодекс» создаются песни? Что влияет на написание музыки и текстов?

–  Автором музыки у нас в основном выступает Николай Девлет-Кильдеев – наш гитарист. Моя задача – создать условия для того, чтобы у него была возможность этим заниматься. А тексты для группы писал Павел Жагун. Моему авторству принадлежат всего две или три песни в нашем репертуаре.

На написание музыки и текстов, конечно, влияет классическое образование и в целом широкий кругозор. Николай Девлет-Кильдеев учился в музыкальном училище по классу балалайки. В России он один из лучших гитаристов. А Павел Жагун – выпускник Литературного института. Он музыкант – трубач, но очень давно увлекается поэзией. Стал признанным поэтом в своей среде. Плюс он очень популярный песенник. Им было написано множество текстов для разных известных исполнителей на нашей эстраде –  начиная от Игоря Николаева и Александра Барыкина, заканчивая Ириной Аллегровой. К тому же Павел был одним из инициаторов создания группы «Моральный кодекс». Чем или кем он вдохновлялся, мне сказать сложно, но у него очень широкий кругозор знаний. Ну и, конечно, во время репетиций мы уже что-то совместно доделывали, что-то меняли. Подолгу проводили время на репетициях и в студиях. Например, над первым нашим альбомом работали целый год.


– Как-то вы упоминали, что благодаря тому, что стало возможно купить себе хороший музыкальный инструмент, вырос и уровень качества музыки в стране. Является ли, на ваш взгляд, качественное оборудование основой для качественного творчества?

– Это является одной из основ. Конечно, главной основой является собственное знание, мастерство и музыкальная эрудиция человека. Насколько он музыкант хороший и насколько у него богатый внутренний мир.

Хорошее оборудование и музыкальные инструменты просто способствуют более качественному воплощению идей. Это безусловно.

Когда мы начинали – была одна гитара на три деревни, грубо говоря. А сейчас у ребят есть возможность любые инструменты и хорошего, и среднего качества покупать. У людей появилось больше свободы заниматься музыкой, нежели мечтать о какой-то гитаре: «Вот у меня будет такая гитара, вот тогда я сыграю». Нет. Надо брать ту, которая есть сейчас и заниматься на ней – зарабатывать на ней на хорошую гитару. Вот так и мы начинали.

 Некоторое время назад в Сети появились новости о том, что в 2021 году вы готовите выход нового альбома, посвящённого 30-летию группы «Моральный кодекс». Можете прокомментировать?

–  Понятия не имею, откуда взялась такая информация. Она совершенно ошибочная. Последний альбом группы «Моральный кодекс» вышел в 2014 году и мы, можно сказать, вышли на пенсию. Пока поигрываем музыку, которая уже есть.

Планов на новую пластинку у нас нет, поскольку пока не определились, что делать дальше с музыкой. Дело в том, что Николай Девлет-Кильдеев временно покинул группу,  –  по состоянию здоровья так получилось.

Чего-то глобально нового пока не планируется. У меня достаточно проектов, которых мне хватает. «Моральный кодекс», естественно, – это наш основной проект. Потом у меня есть камерный квинтет и оркестр, с которым выпущено несколько альбомов.

Что касается предстоящего концерта, то это будет концерт группы «Моральный кодекс». Танцевальная программа, с давно полюбившимися людям хитами. Кроме того, исполним пару новых песен на концерте в «Космонавте». Среди которых песня авторства Наташи Ветлицкой, которая называется «Ты же знаешь». Она и прозвучит на концерте.