Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Как Петр I подвинул Ленина и появился в ночи на Московском вокзале

До 1993 года в зале вокзала стоял бюст вождя мирового пролетариата

Бюст Петра I в Световом зале Московского вокзала кажется настолько привычным для петербуржцев, будто бы он всегда там и стоял. Но история его появления окутана романтизмом 90-х годов, когда авантюра нескольких людей легко могла воплотиться в жизнь. Так и появился на главном вокзале города основатель Петербурга за авторством скульптора Альберта Чаркина и архитектора Сергея Михайлова.

Представьте себе, что вместо Петра Великого на Московском вокзале на вас смотрит Владимир Ленин. Так и было до июня 1993 года, пока на 290-летие Петербурга, которое отмечалось в том же году, не решили заменить бюст одного реформатора на другого.

Образ предшественника

В это непростое переходное время (СССР распался, город Ленинград сменил название на Петербург) конкурс на проект памятника Петру Первому решили не проводить.

«Альберт Серафимович всегда был очень легок на подъем в плане осуществления творческих идей. Кто-нибудь предложит идею, и папа за ночь сделает эскиз, а уже утром его представит. Но только если ему нравился персонаж и постановка задачи. В этом случае он брался за работу с большой энергией. Так же было и с подарком Петербургу на юбилей: Альберт Серафимович сразу предложил установить бюст Петру I на Московском вокзале. Таким образом, всех приезжающих встречал бы основатель города», – рассказывает искусствовед Мария Чаркина, дочь скульптора Альберта Чаркина.

Было понятно, что городу нужен новый образ. Работа шла быстро. В 1992 году власти города вместе со скульптором и архитектором провели рабочее совещание, где обговорили детали. Альберт Чаркин предложил взять за основу работу Карло Бартоломео Растрелли – бронзовый бюст императора XVIII века, который сегодня находится в Государственном Эрмитаже.
«Известный всем бюст, выполненный скульптором в барочном стиле, по мнению папы, вполне подходил Петербургу. К тому же Альберт Серафимович в то время работал над камерной скульптурой Петра Первого – небольшой сувенирной серией, которая отливалась на заводе художественного литья «Монументскульптура», поэтому папе был хорошо знаком образ Петра I Растрелли. В итоге вместе с архитектором Сергеем Михайловым был разработан творческий проект. Он включал в себя не только бюст Петра, встречающего гостей на вокзале, но и большое декоративное панно, которое должно было украсить стену позади императора», – рассказывает Мария Чаркина.

Панно планировалось выполнить в технике контррельефа по мотивам гравюры петровского времени с видом на Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова и Зимний дворец. Обрамлять его должна была кованая рама с позолоченной лентой с надписью «Санкт-Петербург».
Но планы так и остались планами. По словам Марии Чаркиной, панно, скорее всего, увеличивало стоимость проекта и время на его создание, а его-то как раз и не было – на носу юбилей города. Сегодня на месте панно только надпись «Санкт-Петербург», сделанная из латуни.

После всех согласований и утверждений началась работа. Чтобы скульптура органично вписалась в интерьер Светового зала, требовалась авторская доработка скульптора. Другими словами, создание нового оригинального произведения. Бюст Петра увеличили до 2,5 метра руками скульптора-увеличителя Владимира Оленева. Работа над образом шла меньше года.

«К тому же оригинал выполнен для ниши и не рассчитан на круговое обозрение (нет «спины», упущены некоторые детали). Все это необходимо было додумать, не исказив замысел знаменитого предшественника. Я работал увлеченно, мне было не так важно, будет ли установлен бюст в этом зале или в другом месте, меня захватил сам творческий процесс», – из воспоминаний Альберта Чаркина, опубликованных в книге «Имена в искусстве». Альберт Чаркин». Автор-составитель – дочь скульптора.
Кстати, постамент весом в 5 тонн – все, что осталось от Владимира Ленина, решили оставить под бронзовый бюст Петра I весом в 3, 5 тонны.

Люди были не готовы

Самое интересное и даже, как считал сам Альберт Чаркин, фантастическое, авторов бюста ожидало впереди. Вот будущий бюст уже отправлен на отливку в бронзе, постепенно все движется к финалу, то есть к его установке на вокзале.

И тут выясняется, что идея заменить бюст Ленина на бюст Петра I оказалась для многих горожан полной неожиданностью. Люди тогда вышли с пикетами и протестами, выступая против сноса бюста российского революционера. «Горожане препятствовали проведению работ по установке бюста Петру I, угрожали лечь под поезд. Продолжалось это около месяца», – говорится в воспоминаниях Альберта Чаркина, опубликованных в той же книге.

По словам Марии Чаркиной, пикеты сопровождались статьями в газетах того времени. Пикетчики прямо на вокзале собирали подписи против сноса бюста Ленину. В их числе были ветераны Великой Отечественной войны, представители «Общества в защиту Ленинграда» и Коммунистической партии. Против демонтажа выступил начальник Ленинград-Московского отделения Октябрьской железной дороги (ныне Московский вокзал – прим. ред.) по фамилии Громов, который сам был коммунистом.

«В начале 90-х в обществе к образу Ленина, на мой взгляд, относились еще достаточно трепетно: только распался Советский Союз, Ленинград сменил название на Санкт-Петербург. Люди еще не успели адаптироваться и привыкнуть, а тут уже на главном вокзале города демонтируют бюст вождя – символ революции», – говорит Мария Чаркина. – Примерно в это же время происходит печальное событие – умирает скульптор Леонид Месс, автор бюста Ленину на Московском вокзале. Пикетчики за этот факт зацепились и стали говорить, что он скончался не в силу возраста, а так как не перенес происходящих событий. В общем, ситуация была непростая».

Монеты на удачу

Результатом всех протестных акций стало решение об установке бюста в ночь.

«Примерно в 2:00 ночи с 11 на 12 июня 1993 года начались работы. В Световой зал завезли автокран. Сначала демонтировали бюст Владимира Ленина, а затем начали установку нового, уже императора. У скульпторов есть такая традиция: когда устанавливают новый памятник, между ним и постаментом кладется несколько монет, чтобы он мог долго стоять и радовать людей. Поскольку «операция» по установке Петра Великого была весьма нервной, конечно, в это непростое время мало кто из присутствующих думал о монетах на удачу», – говорит Мария Чаркина.

Но в самый последний момент, когда бюст буквально «завис» в нескольких сантиметрах над постаментом, один из рабочих, который участвовал в монтаже, вспомнил о доброй традиции, подбежал к бюсту, протянул руку и успел положить несколько монет.

«По сути, он это сделал на свой страх и риск, потому что никто не мог гарантировать, что внезапно не оборвется трос, рука водителя автокрана не дрогнет и бюст установят раньше времени… Но все завершилось благополучно. Папа рассказывал, что в момент, когда установили Петра I, было уже раннее утро, лучи солнца заполняли пространство вокзала, и в какой-то момент осветили лик Петра, словно сам император благословил всех участников. В тот ранний час стало понятно, что все происходящее – результат изначально верного решения», – вспоминает Мария Чаркина.

Утром 12 июня 1993 года на вокзал пришли пикетчики, но ждал их уже совсем другой реформатор…

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Закрыть