Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Черкеска, бешмет и «бараньи рога»: в Российском этнографическом музее представили выставку о культуре и искусстве Карачаево-Черкесии

Это первая экспозиция, которая посвящена Году культурного наследия народов России

Выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея» юбилейная вдвойне. Во-первых, сам музей отмечает свое 120-летие. Во-вторых, 100-летие образования отпраздновала недавно Карачаево-Черкессия.

Гость в дом

«На Кавказе говорят: когда гость приходит в дом, он приносит всем два счастья. А когда уходит, одно оставляет», – приветствовала первых посетителей один из кураторов выставки, научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Рица Зельницкая.
Эксперт признается: о такой выставке она мечтала уже давно. А тут и повод подходящий нашелся. Недавно Карачаево-Черкессия отпраздновала 100-летие своего образования.

«Эта выставка в некотором роде уникальная, потому что в настоящее время, к сожалению, у нас в музее нет постоянной экспозиции «Северный Кавказ». И сейчас мы имеем возможность представить хотя бы одну республику – Карачаево-Черкесию, где проживают карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы», – порадовалась специалист.

Культура без границ

О культуре и традициях этих народов рассказывают музейные коллекции. Их начали собирать еще в начале 20 века. Основоположниками отечественного кавказоведения считаются Константин Иностранцев, Александр Миллер, Евгения Студенецкая. Их вклад в собрание РЭМ бесценен. А вот судьба не была особенно счастливой.

Например, ученый-востоковед Константин Иностранцев, которому мы обязаны появлением на выставке трогательных куколок в национальных костюмах, миниатюрной колыбели и других артефактов, умер в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года.

Александр Миллер, собравший крупную коллекцию утвари, орудий труда, оружия, костюмов, в 1933 году был репрессирован по ложному обвинению и умер в ссылке.

Немного удачнее сложилась жизнь Евгении Студенецкой. Она участвовала в 32 экспедициях на Кавказ, а потом стала одним из организаторов эвакуации собрания музея в Новосибирск.

Благодаря этим и другим ученым-подвижникам мы сегодня можем увидеть подлинные, правильнее будет сказать, уникальные предметы народов Карачаево-Черкессии и еще раз убедиться в том, что культура действительно не имеет границ.

Образ джигита

«Посмотрите на эту витрину. Здесь вы увидите настоящий мужской походный костюм, в котором не стыдно было появиться в любом обществе. В его основе знаменитая черкеска, под ней бешмет. Обувь кожаная с мягкой подошвой, что позволяло чувствовать и землю, и стремя лошади», – рассказывает научный сотрудник отдела Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея, куратор выставки Владимир Дмитриев.

Эта типичная для воина-всадника одежда, плотно облегающая его тело и подчеркивающая удивительно тонкую талию, на самом деле была очень удобна. Она позволяла свободно передвигаться что пешком, что на коне. Образ довершала папаха, а также кинжал или шашка, которые джигит не снимал даже дома.

Кстати, экипировку адыгского воина мы можем видеть благодаря все тому же Миллеру, который в 1910 году нашел ее и включил в коллекцию.

Как на лету нарисовать голубя

Еще одна жемчужина выставки – женский костюм, работа над созданием которого требовала умения, терпения и времени. Поэтому готовить его начинали еще загодя.

Чтобы научиться уникальной орнаментальной вышивке, например знаменитому узору «бараньи рога», который выполняли золотыми нитями в технике глади вприкреп, девочки лет 13 брали уроки у известных мастериц. Это делалось для того, чтобы потом, когда придет пора выходить замуж, у них были готовы не только собственные наряды, но и подарки для всех родственников будущего мужа.

«Женщина сама придумывала, какой элемент вышить. А чтобы они научились этому искусству, их отправляли к известным мастерицам, про которых говорили, что они могут на лету нарисовать голубя», – рассказала Рица Зельницкая.

Особая усидчивость, да и немалые деньги требовались для изготовления пояса и нагрудника. Поэтому сразу же после рождения дочери отец заказывал эти украшения известным мастерам. Самое же приданое переходило от мамы к дочке, от свекрови к невестке.

Была у женщин и особая деревянная обувь. «Вот эти котурны носили невесты на свадьбе, знатные женщины. Они говорили: у мужчины конь, а у нас вот такие котурны. Они действительно приподнимают, как всадника», – уточнил Владимир Дмитриев.

Важный символ

Отдельного рассказа заслуживают печати или клейма некоторых карачаевских родов – так называемые тамги. Они ставились на личных вещах и скоте, на межевых столбах, обозначающих границы земли, и надгробных камнях. Их вышивали на одежде и флагах, а иногда даже использовали для документов вместо печати. «Для народов Карачаево-Черкессии важно было обозначить свой род. Для них это был очень значимый символ», – объясняет Владимир Дмитриев.

На выставке также представлены предметы мусульманского культа, музыкальные инструменты, войлочные и ковровые изделия, циновки, детские игрушки. Всего около 200 раритетов, многие из которых никогда раньше не выставлялись.

«Каждый из этих экспонатов демонстрирует искусство местных мастеров, их тонкий вкус, самобытность и следование народным традициям», – подытожила Рица Зельницкая.

Выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея» продлится до 17 апреля.

Закрыть