Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В петербургском музее покажут Петра I глазами художников

Сегодня в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого откроют выставку «Дивная красота его пленяла всех… Петр I глазами художников XVII–XXI веков»

Эта художественная выставка ознаменует начало года основателя Санкт-Петербурга и создателя российского флота.

Неожиданное название выставки возникло из фразы немецкого путешественника, который именно этими словами описал Петра I, увиденного им еще подростком в далеком 1863 году.

Конечно, тогда ни он, ни кто-либо другой не мог даже предположить, что из симпатичного молодого человека вырастет смелый преобразователь России, слава о деяниях которого останется в веках.

Кстати, моделью для западноевропейских художников, в том числе придворных живописцев тех государей, владения которых он посещал, Петр I становился не раз. Он стал первым в истории русским царем, имеющим столь богатую иконографию.

Большинство прижизненных портретов царя осталось, к сожалению, за границей, следы многих оказались утеряны. Но некоторые работы все же удалось сохранить. И сегодня часть из них можно увидеть в музее.

Основу экспозиции составляют четыре больших живописных портрета, изображающих Петра I в разные годы его правления.

Выставку открывает жемчужина коллекции – живописное полотно голландца Абрахама Сторка «Показательный бой на р. Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года». Это одно из первых прижизненных изображений Петра, пусть и очень маленькое. Он изображен в красной матросской куртке на судне под триколором с двуглавым орлом.

Одним из канонических изображений царя является картина кисти Луи Каравака. На ней Петр в военном мундире с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного опирается на маршальский жезл.

Интересно, что в качестве своеобразной эмблемы выставки выбран портрет императора, сделанный неизвестным последователем Каравака. На нем изображен совсем нетипичный Петр I – человек романтичный, утонченный, даже нежный, каким в жизни, судя по воспоминаниям современников, он не был. Заслуживает внимания и уникальная по красоте и мастерству резная позолоченная рама портрета, исполненная в XVIII веке русскими мастерами.

На полотне ведущего французского художника своего времени Жана-Марка Натье Петр Великий более живой и выразительный. Кажется, что его взгляд, придающий портрету особую доверительность, устремлен прямо на тебя.

Еще одна работа неизвестного мастера – большой парадный портрет Петра I отличается некоторой сухостью живописного и образного решения. Зато на полотне у Роберта Кера Портера, английского художника, нашедшего в России семейное счастье, а потом и вечный покой на Смоленском лютеранском кладбище, Петр предстает перед нами как самодержец, исполненный экспрессии и мощи.

На выставке также представлено большое количество изображений Петра Великого самых разных типов и качества исполнения. Из оригинальных произведений можно отметить акварельный эскиз художника Константина Трутовского, офорт основателя общества художников-передвижников Ивана Крамского, акварели Алексея Кившенко, автора хрестоматийного полотна «Совет в Филях».

Из дореволюционной скульптуры на выставке наибольший интерес представляет металлическая отливка, изображающая голову Петра, выполненную по модели ученицы автора «Медного всадника» Фальконе – Марии-Анны Колло и барельеф «Петр I в лавровом венке» Карло Бартоломео Растрелли, а также копия исполненного им же прижизненного слепка с головы Петра.

Представлены на выставке и работы современных художников-маринистов ЦВММ. В том числе «Статуя Петра I» скульптора Заиры Абашвили, в творчестве которой первый российский император занимает особое место.

Выставка «Дивная красота его пленяла всех… Петр I глазами художников XVII–XXI веков» продлится до середины апреля.