Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

На улице Крупской восстановят храм Успения Пресвятой Богородицы

По предварительным подсчетам, реконструкция продлится не менее пяти лет

Восстановить внутренний вид

Идея восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы на улице Крупской принадлежит Санкт-Петербургской епархии. К реставрационным работам привлекли педагогов и студентов Академии имени Штиглица. Им предстоит воссоздать живопись двух храмовых интерьеров на первом и втором этажах здания. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал архитектор, преподаватель кафедры интерьера и оборудования Вадим Тимонин.

«В первую очередь предстоят работы по восстановлению живописи внутренних интерьеров, а также музеефицированию сохранившихся участков, а к воссозданию оставшегося пространства привлечем художников, – рассказал специалист. – Скорее всего, в дальнейшем будем давать дипломные работы для кафедры монументальной живописи. Далее потребуется восстановить светильники – это работа кафедры художественной обработки металла. Опыт уже есть: несколько подсвечников были когда-то изготовлены нашими студентами для храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Хотнежа Волосовского района».

По словам Вадима Тимонина, в настоящий момент нет задачи по восстановлению внешнего облика здания, претерпевшего серьёзные объёмно-планировочные изменения в советское время. Они коснулись этажности, габаритов и функциональных зон. А так как первоначальной целью возведения храма была помощь малоимущим и бездомным, то свою функцию он способен выполнять и в нынешнем виде.

«Храм возвели, чтобы обеспечить работу с бездомными, когда в Петербурге проживало порядка 700 тысяч человек, сейчас эта цифра приближается к 8 миллионам, а значит, необходимо гораздо больше площадей, чтобы обеспечить работу с нуждающимися, – объяснил Тимонин. – Просто взять и выбросить площади, которые могут быть направлены на обеспечение бездомных – расточительность».

Вадим Тимонин признал, что здание нуждается в капитальном ремонте и в будущем реставраторы, возможно, и займутся восстановлением фасадов. Но это достаточно отдаленная перспектива, которой должны предшествовать аналитическая и архитектурная работа.

На деньги благотворителей

Каменная церковь при подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской мужской пустыни была заложена 19 мая 1897 года. Землю для его строительства пожертвовали мещанка Екатерина Гайлевич и предприниматель Владимир Ратьков-Рожнов. Первоначально это был двухэтажный шестипрестольный храм. В примыкающем пятиэтажном корпусе располагался Дом трудолюбия, рассчитанный на двести человек. Он оказывал помощь местному фабричному населению. Однако уже в 1929 году храм закрыли и отдали заводу электробытовых приборов, который использовал здание под цех. В разное время здесь располагались универмаг, суд и военкомат. Неизбежно сооружение подвергалось перестройке и ремонтным работам, которые изменили не только внешний, но и внутренний облик здания. В 2014 году в храме возобновились богослужения. А Санкт-Петербургская епархия приняла решение восстановить храм с 120-летней историей. Предполагается, что все работы осуществятся на частные пожертвования.

Силами студентов и преподавателей

Проект реконструкции предполагает комплексный подход при участии трех кафедр Академии имени Штиглица: интерьера и оборудования, живописи и реставрации, а также искусствоведения.

«В январе 2022 года преподаватели, выпускники и студенты во внеучебное время провели комплекс исследовательский работ, предваряющих реставрацию храма. Специалистами академии были выполнены обмерные работы, научно-исследовательские работы по обнаружению настенной живописи и техническое обследование помещений первого этажа здания площадью более 600 квадратных метров. По итогам работ составлены альбомы чертежей, письменные отчеты и альбомы фотофиксации», – отметили в пресс-службе.

По словам доцента кафедры живописи и реставрации Вадима Лихачева, который вместе со студентами проводил часть работ, предварительно можно говорить о шестидесятипроцентной сохранности живописи внутри здания.

«Много повреждений грибком, плесенью, солью, потому что были протечки, фрагменты стен сводов полностью уничтожены, есть места, где штукатура сбивалась, в основном хорошая сохранность на сводах, потолке, они не так сильно были подвержены механическим воздействиям, – отметил преподаватель, раскрыв детали проведенной работы. – Мы находим места, где просматривается авторская живопись, выбирается пробный участок, где делаем небольшой шурф длиной 40-50 сантиметров, он может быть вертикальным или горизонтальным, далее один за другим начинаем убирать слои краски, подбираясь к авторскому красочному слою. Всего студенты обнаружили порядка десяти красочных слоев».

В дальнейшем предполагается выполнить технические исследования для подготовки к капитальному ремонту зданий.