На улице Крупской восстановят храм Успения Пресвятой Богородицы
Восстановить внутренний вид
Идея восстановления храма Успения Пресвятой Богородицы на улице Крупской принадлежит Санкт-Петербургской епархии. К реставрационным работам привлекли педагогов и студентов Академии имени Штиглица. Им предстоит воссоздать живопись двух храмовых интерьеров на первом и втором этажах здания. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал архитектор, преподаватель кафедры интерьера и оборудования Вадим Тимонин.
«В первую очередь предстоят работы по восстановлению живописи внутренних интерьеров, а также музеефицированию сохранившихся участков, а к воссозданию оставшегося пространства привлечем художников, – рассказал специалист. – Скорее всего, в дальнейшем будем давать дипломные работы для кафедры монументальной живописи. Далее потребуется восстановить светильники – это работа кафедры художественной обработки металла. Опыт уже есть: несколько подсвечников были когда-то изготовлены нашими студентами для храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Хотнежа Волосовского района».
По словам Вадима Тимонина, в настоящий момент нет задачи по восстановлению внешнего облика здания, претерпевшего серьёзные объёмно-планировочные изменения в советское время. Они коснулись этажности, габаритов и функциональных зон. А так как первоначальной целью возведения храма была помощь малоимущим и бездомным, то свою функцию он способен выполнять и в нынешнем виде.
«Храм возвели, чтобы обеспечить работу с бездомными, когда в Петербурге проживало порядка 700 тысяч человек, сейчас эта цифра приближается к 8 миллионам, а значит, необходимо гораздо больше площадей, чтобы обеспечить работу с нуждающимися, – объяснил Тимонин. – Просто взять и выбросить площади, которые могут быть направлены на обеспечение бездомных – расточительность».
Вадим Тимонин признал, что здание нуждается в капитальном ремонте и в будущем реставраторы, возможно, и займутся восстановлением фасадов. Но это достаточно отдаленная перспектива, которой должны предшествовать аналитическая и архитектурная работа.
На деньги благотворителей
Каменная церковь при подворье Важеозерской Спасо-Геннадиевской мужской пустыни была заложена 19 мая 1897 года. Землю для его строительства пожертвовали мещанка Екатерина Гайлевич и предприниматель Владимир Ратьков-Рожнов. Первоначально это был двухэтажный шестипрестольный храм. В примыкающем пятиэтажном корпусе располагался Дом трудолюбия, рассчитанный на двести человек. Он оказывал помощь местному фабричному населению. Однако уже в 1929 году храм закрыли и отдали заводу электробытовых приборов, который использовал здание под цех. В разное время здесь располагались универмаг, суд и военкомат. Неизбежно сооружение подвергалось перестройке и ремонтным работам, которые изменили не только внешний, но и внутренний облик здания. В 2014 году в храме возобновились богослужения. А Санкт-Петербургская епархия приняла решение восстановить храм с 120-летней историей. Предполагается, что все работы осуществятся на частные пожертвования.
Силами студентов и преподавателей
Проект реконструкции предполагает комплексный подход при участии трех кафедр Академии имени Штиглица: интерьера и оборудования, живописи и реставрации, а также искусствоведения.
«В январе 2022 года преподаватели, выпускники и студенты во внеучебное время провели комплекс исследовательский работ, предваряющих реставрацию храма. Специалистами академии были выполнены обмерные работы, научно-исследовательские работы по обнаружению настенной живописи и техническое обследование помещений первого этажа здания площадью более 600 квадратных метров. По итогам работ составлены альбомы чертежей, письменные отчеты и альбомы фотофиксации», – отметили в пресс-службе.
По словам доцента кафедры живописи и реставрации Вадима Лихачева, который вместе со студентами проводил часть работ, предварительно можно говорить о шестидесятипроцентной сохранности живописи внутри здания.
«Много повреждений грибком, плесенью, солью, потому что были протечки, фрагменты стен сводов полностью уничтожены, есть места, где штукатура сбивалась, в основном хорошая сохранность на сводах, потолке, они не так сильно были подвержены механическим воздействиям, – отметил преподаватель, раскрыв детали проведенной работы. – Мы находим места, где просматривается авторская живопись, выбирается пробный участок, где делаем небольшой шурф длиной 40-50 сантиметров, он может быть вертикальным или горизонтальным, далее один за другим начинаем убирать слои краски, подбираясь к авторскому красочному слою. Всего студенты обнаружили порядка десяти красочных слоев».
В дальнейшем предполагается выполнить технические исследования для подготовки к капитальному ремонту зданий.