Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина

Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на него

8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга состоялась дуэль, через день после которой погиб поэт Александр Пушкин. Несмотря на то что прошло 185 лет, а историки изучили биографию Пушкина вдоль и поперек, вокруг этих событий до сих пор есть тайны. Эксперты рассказали «Петербургскому дневнику», кто и почему на самом деле убил великого русского поэта.

Большинство жителей постсоветского пространства узнают о гибели Александра Пушкина в школе. Чаще всего учителя рассказывают весьма упрощенную версию событий о том, как аморальный офицер Кавалергардского полка Жорж Шарль Дантес нагло приставал к жене поэта Наталье Гончаровой, а сплетники разносили небылицы на весь Петербург. Для того, чтобы защитить свою честь и честь жены, Александр Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая заканчивается для поэта ранением в живот и смертью в муках. В целом, все так, однако жизнь куда сложнее.

Много слухов из ничего

По воспоминаниям многочисленных современников и даже самого Александра Пушкина, Жорж Шарль Дантес был чрезвычайно красивым и обаятельным юношей, который нравился буквально всем. Он родился во Франции 5 февраля 1812 года в семье бывшего офицера Немецкого королевского полка. После июльской революции 1830 года у Дантесов начались финансовые проблемы, и молодой Жорж Шарль решил пойти на службу. Несмотря на влиятельных покровителей, среди которых был, например, прусский принц Вильгельм I Фридрих Людвиг, его карьера складывалась не так быстро, как хотелось бы, поэтому Дантес решил перейти на службу в Российскую империю. Однако еще по дороге произошла встреча, которая во многом предопределила будущие события.

«В биографию Дантеса вмешался случай: он заболел и остановился в одной из гостиниц, куда заехал барон Луи Геккерн, служивший в Петербурге посланником нидерландского двора. Он взял под опеку этого обаятельного юношу, а после решил его усыновить», – рассказал директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.

По законам Российской империи усыновителю должно было быть больше 50 лет, а усыновляемому – меньше 18, знакомство людей должно было длиться более трех лет, а сама процедура – не менее года. Кроме того, биологический отец Дантеса был жив. Казалось бы, усыновление невозможно, однако Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, и его новоиспеченное отцовство признали и в России, и в Голландии.

Впрочем, все хорошо было только на бумаге, на деле вокруг странной семьи начали ходить слухи. Кто-то полагал, что Дантес – внебрачный сын Геккерна, и таким образом старый барон просто исправляет грехи молодости, другие же считали, что между двумя мужчинами романтическая связь. На данный момент историки не сомневаются в том, что правы были именно вторые.

«После смерти Дантеса была обнародована их переписка с Луи Геккерном, которая не оставляет места для сомнений. Кроме того, последние годы своей жизни барон провел в доме Дантеса во Франции», – рассказал Сергей Некрасов.

Однако Луи Геккерн и Жорж Шарль Дантес не были готовы к каминг-ауту, поэтому всеми силами старались убедить светский Петербург, что в семье у них все нормально. Именно поэтому, как только барон вывел своего приемного сына в свет, Дантес включил свое уникальное обаяние на полную катушку и начал оказывать знаки внимания многим дамам, причем с некоторыми заходил куда дальше комплиментов. Жена Пушкина Наталья Гончарова была одной из многих, однако слова восхищения именно в ее адрес внезапно заинтересовали светское общество больше всего.

4 ноября 1836 года Александр Пушкин и несколько его друзей получили анонимный пасквиль, в котором неизвестные присваивают поэту «патент на звание рогоносца». Причем анонимы указывали на связь Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором Николаем Первым. Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль.

«Кто написал этот пасквиль, неизвестно до сих пор», – отметил Сергей Некрасов.

Дантес вызов принял, однако попросил отсрочки на сутки, а после – еще на 14, а через неделю сделал предложение сестре Натальи Пушкиной – Екатерине Гончаровой. В результате Александру Пушкину пришлось забрать свой вызов. 10 января 1837 года молодые люди поженились. По настоянию Пушкина связь две семьи не поддерживали.

«Сватовство говорит о том, что Дантес не был заинтересован в дуэли и уж точно не планировал убийство Александра Пушкина. Он вместе со своим приемным отцом старался избежать конфликта», – сообщила доктор филологических наук, профессор Высшей школы журналистики СПбГУ Наталья Цветова.

На этом история могла бы и закончиться, однако в обществе вновь начали ходить слухи относительно неверности Натальи Гончаровой. Александр Пушкин был уверен, что автором анонимного пасквиля и сплетен был Луи Геккерн, поэтому 7 февраля написал ему очень резкое письмо, в котором красочно изложил все, что думает и о нем, и о его сыне. После такого уже Дантес не мог не вызвать свояка на дуэль.

Коллективный враг

Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на поэта. «Тогда Пушкина любили далеко не все. Своими острыми эпиграммами он разозлил многих влиятельных людей. Достаточно вспомнить министра народного просвещения Сергея Уварова, вокруг которого собирался кружок обиженных поэтом», – рассказал Сергей Некрасов.

Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым.

«У Александра Пушкина был коллективный враг, который только ждал возможности поквитаться с поэтом, поэтому многие охотно подхватывали слухи о якобы изменах его жены», – считает Наталья Цветова.

Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию.

«Луи Геккерн был очень влиятельным человеком, поэтому сделал все для защиты приемного сына. В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса. Кроме того, у Пушкина были очень влиятельные враги», – напомнила Наталья Цветова.

Судьба Жоржа Шарля Дантеса сложилась весьма благополучно. Первые пять лет после выдворения из России он прожил в доме своего биологического отца в Сульсе. Екатерина Гончарова родила ему трех детей и умерла в 1843 году. В деньгах семья не нуждалась.

После он отправился к Австрийскому двору, однако правительство тогда возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была очень дружна с Пушкиным, и француза встретили холодно. Тогда Дантес решает строить карьеру на Родине, и у него получается: сменив множество должностей, он умер в статусе пожизненного сенатора. По воспоминаниям его родственников, Дантес был очень доволен судьбой и часто говорил, что если бы не та роковая дуэль, то старость он встретил бы где-то на окраине России без средств к существованию.

А был ли император?

Недоброжелатели Пушкина распускали слухи о связи Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором. Некоторые даже говорили, что Николай I сделал Александра Пушкина камер-юнкером только для того, чтобы Наталья Гончарова имела право посещать балы, а значит, лично встречаться с императором. Кандидат исторических наук Иван Соболев уверяет, что все это не более чем слухи.

«Николай Павлович был очень любвеобильным мужчиной, особенно когда у императрицы Александры Федоровны пошатнулось здоровье – она родила ему семь детей. Своим вниманием он одаривал не только представительниц дворянского сословия, но даже простолюдинок. Причем главноуправляющий путей сообщения Петр Клейнмихель усыновлял внебрачных детей императора, рожденных от придворных дам. Однако никаких фактов, доказывающих связь Николая I с Гончаровой, нет. А Пушкина он сделал камер-юнкером для того, чтобы у поэта была возможность получать жалование и расплачиваться со своими многочисленными долгами», – заверил он.

Доказательств тому, что Наталья Гончарова изменяла Пушкину с Дантесом, также нет.

«Если бы такой роман имел место быть, то обязательно всплыли бы хоть какие-то факты, однако их нет. Самая компрометирующая Наталью Гончарову история произошла в доме светской дамы Идалии Полетики. Она пригласила жену Пушкина в гости, не упомянув о том, что там будет и Дантес. В итоге он грозился застрелиться, если она не ответит ему взаимностью, однако эту жаркую беседу прервала маленькая дочь Полетики, вбежав в комнату. Наталья Гончарова тут же покинула квартиру. Этой истории явно недостаточно для того, чтобы сделать вывод о неверности жены Пушкина», – уверен Сергей Некрасов.