Яндекс.Метрика
  • Михаил Блинов

Регулируя, повышай: финансовый омбудсмен АРБ объяснил, почему сдерживание цен на продукты работает наоборот

Известный экономист Павел Медведев рассказал, почему вмешательство в работу рынка часто приводит к негативным последствиям

Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев в настоящий момент пишет отзыв на одно из очередных предложений отрегулировать цены на товары, об этом он рассказал «Петербургскому дневнику». Конкретизировать, что за ведомство хочет получить оценку своей инициативы, известный российский ученый и экономист не стал. 

Ученый говорит, что представители многих ведомств и министерств, выступая с той или иной инициативой, судя по всему, не совсем представляют, к чему могут привести их действия. 

«Регулирование цен кажется регулятору благом, которое направлено на повышения благосостояния определенной группы лиц, ради которой и было подготовлено предложение. К примеру, подсолнечное масло. Нужно стукнуть кулаком по столу и велеть снизить цены. Но еще 150 лет назад вышли первые работы Леона Вальраса, который еще в те времена объяснил, пусть, может быть, и не очень внятно, что когда мы, любя народ, искусственным образом снижаем цены, то тот же самый народ за тот же самый продукт в среднем заплатит больше, чем если бы наша любовь к людям была бы несколько меньше. После Вальраса эту мысль развивали десятки известнейших экономистов, которые получали за свои труды Нобелевские премии», – говорит собеседник «ПД».

Экономист подробно объяснил, как работает данный механизм. Математик обратил внимание на тот факт, что сам процесс регулирования сопровождается определенными издержками: государство вынуждено оплачивать работу ряда специалистов, которые просчитывают и анализируют, как сделать регулирование наиболее оптимальным. 

«Это происходит потому, что гражданин вынужден оплачивать не только саму стоимость товара или услуги, но и заплатить за те усилия, которые были затрачена на то, чтобы сделать вид, что этот товар или услуга продаются дешевле. На самом деле это «накрутка», именно это понятие используется в современном языке. К слову, оплатить придется еще и труд людей, которые эти самые накрутки и придумали. И это действительно ударяет по ценам, особенно остро это ощущают наименее социально защищенные слои населения», – подытожил он. 

Резюмируя, финансовый омбудсмен сделал вывод, что чрезмерная зарегулированность мешает экономике достигнуть состояния равновесия, что приводит к росту цен. То есть резкий скачок – это та цена, которую приходится платить за тот короткий период, когда стоимость товаров и услуг оставалась неизменной.

Ранее «ПД» писал о том, что цены на обувь и одежду в 2022 году вырастут на четверть.