Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Я сам прошел через войну»: основатель марафона «Дорога жизни» Григорий Колгашкин – о значимых спортивных событиях в своей жизни

Легендарному спортсмену в январе исполнилось 90 лет
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Григорий Иванович, как начинался ваш спортивный путь?

– Я был немножко моложе, чем сейчас. После окончания войны, когда вернулся из Сибири, куда нас, слабых по здоровью детей, эвакуировали и отдали на воспитание в семьи, я окончил восемь классов и поступил на завод «Редуктор» учеником токаря. Овладел токарным делом. В течение первого рабочего года меня принимают в комсомол и дают задание: «Григорий, пройди по всем цехам и поищи на заводе бегуна, который мог бы пробежать 10 километров». Задание дано, я, юный комсомолец, пошёл по цехам, прошёл их все. Побеседовал с ребятами, которые, на мой взгляд, могли бы справиться с задачей. Но таких не оказалось. В итоге мне самому пришлось представлять наш завод.

– Как это было?

– Соревнования проходили на стадионе «Динамо». Ребят-бегунов собралось много. Я встал вместе со всеми и побежал. Получилось так, что выиграл эти соревнования.

Я стал чемпионом ДСО «Строитель» и, продолжая работать на заводе, бегал. На меня уже обратили внимание тренеры. Например, заслуженный мастер спорта Ольга Леонидовна Шахова, но она с бегунами меньше работала, больше она занималась с многоборцами. Так мне предложили поступить в школу тренеров. Занятия были дневные. Я два года отучился в техникуме, получил диплом. Преподаватели, которые с нами работали, говорили: «Ребята, сдавайте экзамены выпускные и поступайте в институт на заочное. Вы уже втянулись, знаете преподавателей – вам легче будет учиться». Так я подал заявление. Не прошло и полутора месяцев – меня забрали служить в армию. Это было в начале 1950-х годов.

– Как складывалась ваша спортивная деятельность во время службы в армии?

– В армии я служил в артиллерии в 13 километрах от Берлина. Меня сразу заметили наши командиры: зарядка – я впереди всех, выходим утром на пробежку – я впереди. Меня заявили на соревнования среди армейских частей. Я там выиграл. Потом были ещё соревнования на разные дистанции – я продолжал бегать и выигрывать. Даже дали приказ по части: мне, когда я в спортивной форме, разрешили выходить за пределы военной части без пропуска, потому что это значило, что я занимаюсь делом – пошёл на тренировку.

– Какие забеги стали для вас самыми выдающимися?

– Первый серьёзный забег, который дал мне поверить в себя, – это, конечно, пробег Будапешт – Киев – Москва в 1967 году. Я познакомился с известным бегуном Чарльзом Шериллой, с Петром Болотниковым – я много опыта от него перенял. Пётр такой человек, что готов был делиться тем, что знает. Я стал тренироваться более серьёзно. Записывал все показатели тренировочных пробегов, всех соревнований.

Следующий по значимости забег после Будапешта – Киева – Москвы – это пробег Пушкин – Ленинград. Он проводится каждый год, и на сегодняшний день я в нём принял участие 65 раз.

И еще очень важный и серьёзный для меня пробег – это «Дорога жизни». Я тогда работал тренером в ДСО «Труд» по лёгкой атлетике, это был 1970 год. Ребятишки, с которыми я занимался, предложили мне пробежать в день моего рождения – это 21 января – от мемориала «Разорванное кольцо» до мемориала «Цветок жизни». Таким образом почтить память тех жителей Ленинграда, которые не дожили до Дня Победы. Расстояние составляло 39 километров. Нас тогда побежало пять человек. На сегодняшний день я пробежал этот марафон 54 раза, не пропустил ни одного года.

– Расскажите о своих впечатлениях после того, как пробежали эту дистанцию в первый раз.

– Это не просто пробежать какой-то марафон. Здесь я уже бежал дома. Это мои родные места. А что было самым важным – это то, что таким образом мы отдали дань уважения и памяти всем тем людям, которые не дожили до дня Великой Победы. После этого многие ребята заинтересовались этим пробегом. К нам стали приходить на дополнительные занятия.

Я сам прошел через войну. Мне было девять с половиной лет, когда она началась. И таких ребятишек – мальчишек собирали в отряды, чтобы мы занимались помощью в маскировке окон жилых домов.

– Как это происходило?

– Маскировали окна не мы. Мы с вечера пробегали по разным улицам – нам каждый раз давали новую улицу. Нашей задачей было проверить, где горит свет. Мы записывали адреса, затем приходили по этим адресам днём, интересовались, кто там живёт. Объясняли, что свет из их окон просматривается с улицы и нужно обязательно их замаскировать. Кто не мог самостоятельно – мы помогали.

Заклеивали в основном газетами. Брали крахмал или муку, делали клейстер плюс несколько слоёв газет – до тех пор, пока они не переставали пропускать свет из окон.

Этим мы занимались ежедневно. Очень много трудностей и разных испытаний мы перенесли.

– Вы участник чемпионатов мира и Европы для ветеранов. Были ли там какие-то интересные случаи?

– Вы знаете, в жизни случаются порой такие вещи, которые даже предвидеть сложно. Я работал в школе преподавателем физкультуры. Часто я домой ходил с работы пешком. И вот однажды меня сбила машина. Я очнулся и почувствовал, что кто-то помогает мне встать. Я сначала не понял, что со мной произошло. Мне сказали, что меня сбила машина. Я осмотрел себя и чувствую, что у меня совершенно ничего не болит. Я в здравом рассудке. Решил не обращаться в больницу. Но с того времени каждый год или через год я внезапно терял сознание. Я обращался к врачам. Но никто не мог мне толком помочь и найти причину.

И вот спустя годы, в 2013 году, я оказался на чемпионате Европы для ветеранов в Испании. Я готовился на выход на свою дистанцию – 3000 метров. Оставалось совсем немного времени. И вдруг я теряю сознание. Меня отвезли в больницу, хотели меня оставить на лечение там, но у меня ведь соревнования. А чувствовал я себя более-менее хорошо после обморока. Самое главное, пока это всё происходило – я пропустил выход на свою дистанцию. А мне же нужно достойно представить нашу страну и вернуться домой с медалями.

Хорошо, что мне разрешили выступить через несколько дней на другой дистанции – кросс 8 километров. Так после обморока я выиграл две золотые медали. А самое главное – обмороки после этого случая полностью прекратились.

– Ваша сила духа восхищает. Что бы вы пожелали молодым спортсменам?

– Пожелать что-то очень сложно. Потому что каждая группа имеет своего тренера и занимается по его методике. Вмешиваться со стороны я просто не имею права. На эту тему я говорить с бегуном никогда не буду – это же идёт в обход тренера.

А что касается качеств характера – вот перед вами лежит лента со спортивными наградами, которые я получил за все годы моего спортивного пути. За всё это время не было ни одного дня, чтобы я не бегал и не записывал в дневник число, год, месяц, какую работу выполнил, как я себя чувствую, к каким соревнованиям готовлюсь и на какой результат рассчитываю. В дальнейшем уже после соревнований делал выводы: справился или не справился с поставленной задачей. И так из года в год практически уже 76 лет я бегаю. И выдать какой-то ответ универсальный сложно. Самое главное – заниматься своим делом. И быть дисциплинированным в нём.