Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Его величество случай...»: Олег Гаркуша – о новой роли в кино и череде событий, приводящих к успеху

«Петербургский дневник» встретился в фронтменом «АукцЫона» незадолго до его дня рождения
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Фронтмен рок-группы «АукцЫон» Олег Гаркуша 23 февраля отпразднует свой день рождения. Концерты, посвященные этому событию, пройдут в Санкт-Петербурге и Москве. «Петербургский дневник» встретился с музыкантом и поговорил о творчестве, помощи молодым талантам и о том, что делает артиста настоящим.

– Олег Алексеевич, у вас долгий творческий путь: вы успели реализовать себя и в музыке, и в кино. Сейчас помогаете молодым талантам. Какие из проектов вам запомнились больше всего?

– Действительно, много всего было. И съёмки в кино, и музыка. Даже в своё время был артистический проект – в цирке пару раз выступал. Одно из ярких событий – это, конечно, благотворительный фонд «Гаркундель». Это творческая инициатива для того, чтобы молодёжь приходила, творила – будь то музыкальное или художественное направление. У нас регулярно проводятся выставки. И, конечно, общественная работа, если можно так выразиться. Мы постоянно сотрудничаем с реабилитационным центром «Дом надежды на горе». Раз в месяц привозим туда музыкантов – известных и не очень.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– У вас на счету более 30 фильмов. Какие из проектов запомнились больше всего?

– Вы знаете, я вообще, если честно, в кино не особо стремлюсь. У меня даже агента нет. Всё складывается само собой. Режиссёры уже знают, на какую роль меня можно позвать, и просто приглашают. Вообще-то я даже сценарии, как правило, не читаю. Знакомлюсь только с текстом своей роли. Мне этого достаточно – всегда интуитивно чувствую, подходит мне этот проект или нет.

Даже не так. Бывает, присылают текст моей роли – я её проглядываю, иногда сценарий тоже. Соглашаюсь, но, видимо, Боженька всё видит – и в итоге что-то не складывается, не получается с этим проектом. Не с моей стороны. Со стороны киношников: то не совпадают даты, то ещё что-то. Я всегда считаю, что всё, что ни делается, – всё к лучшему.

Например, интересная история была с фильмом Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Свою роль сыграл его величество случай. На эту роль рассматривались Вячеслав Бутусов, Глеб Самойлов, Сергей (Чиж) Чиграков, и крайним был Лёня Фёдоров. По каким-то обстоятельствам они не смогли. До съёмок оставалось 10 дней. Мне позвонил сам Балабанов и просто без проб позвал меня в фильм. Вот такое стечение обстоятельств. Я, конечно, сразу согласился на эту роль. Это великое счастье.

На данный момент тоже есть достаточно интересное предложение – это фильм про известного поэта, которого нет уже давно, – это Борис Рыжий. Мне предложена роль поэта Евгения Евтушенко. Съёмки еще не начались, но надеюсь, что всё сложится. В любом случае мне не стыдно ни за одну роль, которую я сыграл.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Можно сказать, что вы верите в судьбу? В то, что сверху нас направляют и не всё человек решает сам?

– Конечно. Мне кажется, человек сам вообще ничего не решает.

Во-первых, всегда во всём есть дело случая. Я всегда говорю молодым музыкантам: «Ребята, дорогие, вы можете хорошо играть, вы можете хорошо петь, но если в вашей жизни не появится его величество случай – у вас ничего не получится никогда».

Возьмите ту или иную известную группу или исполнителя. У всех рано или поздно появлялся такой случай. Это и нашей группы «АукцЫон» касается, и других исполнителей – той же Земфиры. Если бы её кассета не попала к Леониду Бурлакову в Москву, если бы он ей не помог и так далее. Огромная череда этих «если бы…».

– А у вас?

– У нашей группы точно такая же история – череда событий, которые в итоге привели к тому, что есть сейчас.

Конечно, от нас тоже многое зависит, но удачный случай обязательно должен случиться. Хорошие песни пишут многие коллективы, но, к сожалению, они не все доходят куда нужно, скажем так.

– В рамках работы вашего благотворительного фонда «Гаркундель» вы общаетесь со многими начинающими музыкантами. Что можете сказать о молодом поколении?

– По-разному бывает. Приходит выступать группа из пяти человек, например. А к ним на выступление из зрителей никто не приходит. Спрашивается, почему? Да потому что желательно, чтобы у группы была своя тусовка – типа фанов. Это могут быть хотя бы два-три человека, которые позовут своих знакомых, те – своих. И так формируется первичная аудитория. Все известные группы, которые мы сейчас знаем, так и начинали. Нужно что-то делать, чтобы о тебе заговорили, узнали, услышали. А не ждать непонятно чего.

Есть, конечно, группы, которые стараются, оповещают через тот же самый Интернет, который, извините, но не работает. Самый действенный способ – это сарафанное радио. Всё очень просто.

Ведь мы со своей стороны мало того что предоставляем очень качественную площадку для выступления – с отличным звуком, мы также даём возможность свободно выступить. У нас нет слова «формат». На «Гаркундель-фесте» может играть человек с гуслями, а после него – панк-группа, например. Серьёзно. Такое действительно было.

Поэтому важно старание самих музыкантов. Нужно что-то делать. Репетировать, выпускать альбомы, CD – это, конечно, прекрасно. Но нужно больше играть и как можно больше заявлять о себе везде. Тогда его величество случай, может быть, и объявится.

– Что, на ваш взгляд, самое главное в музыканте?

– Здесь всё очень просто – банальное выражение, но на сцене артист, музыкант должен всего себя отдавать. Должен быть кач, драйв, энергетика, но самое главное даже не это. Самое главное – чтобы была харизма. Если она есть, то она есть. Если нет, то её ты точно никак в себе не раскроешь.

Ведь все медийные коллективы – от Гребенщикова до Гарика Сукачева – это всё харизматичные ребята, понимаете. Узнаваемые по тембру голоса, по мимике, ещё чему-то. Сейчас же в музыке такая история, что все играют на очень хороших дорогих инструментах, но харизмы нет. Вот и всё.

– Как вы относитесь к современным возможностям Интернета? Благодаря социальным сетям стать известным можно буквально за один день. Получается такое творчество ради славы, а не ради самого творчества.

– Я вообще к Интернету никак не отношусь. Я просто им не пользуюсь. Мне неинтересно тратить на это время.

Но вы правы в том, что сейчас многие стремятся к тому, чтобы собрать стадионы, образно говоря, как Шнуров или кто-то другой. И причём хотят это получить сразу. Такого не бывает. Все группы, которые мы знаем уже много лет, шли к популярности не один год.

Тогда, в 80-е годы, все группы писали песни в большинстве своём для себя. Возможность где-то выступить появлялась крайне редко. Но если ты попадал на фестивали Ленинградского рок-клуба – это было просто счастье. Иногда я в шутку говорю, что нужно закрыть все музыкальные клубы, магазины и всё, что связано с музыкой. Объясню почему. В 80-е у нас не было никаких магазинов, никаких специально оборудованных репетиционных площадок. Люди сами всё это выискивали – копили деньги на инструменты. Была некая жажда жизни, жажда делать музыку и действовать.

До сих пор помню, как мне позвонил Гриша Сологуб из «Странных игр» и сказал: «Гитара продаётся на Гражданке. 200 рублей стоит». Это большие деньги были – тогда в месяц получали 90-120 рублей. Так мы каким-то чудом наскребли эти деньги за несколько часов, ринулись в этот магазин, купили Лёньке (Леонид Фёдоров – вокалист группы «АукцЫон») гитару. Радовались – просто с ума сойти, понимаете.

А сейчас только деньги всем нужны. И больше зачастую гордятся не своим творчеством, а тем, какая у них дорогая гитара, например. Раньше, грубо говоря, на дровах играли – но делали музыку. Может быть, в этом и секрет её долговечности.

– Насколько для вас важно общение со зрителями? Была свидетелем, как вы перед концертами выходите просто пообщаться с людьми.

– Вы знаете, я не скажу, что это мне нравится или не нравится. Мне это несложно. У меня, к счастью, никогда не было звёздной болезни.

Я ведь и сам в своё время брал автографы у многих музыкантов – от Клиффа Ричарда до Юрия Антонова. Тоже ходил на концерты. Я всё это прошел. Ну да, я известный. И что? Могу идти по улице и общаться с людьми, если подойдут. Мне несложно.

Общение со зрителями перед концертом – это, конечно, и продаже продукции группы помогает, но, вы понимаете, это же ещё огромная связь, в том числе энергетическая. Человек со мной сфотографировался, расписался я ему где-то – он же это надолго запомнит, приятное воспоминание останется. Это же замечательно и прекрасно, что помимо самого концерта ещё и такой подход от артиста.

– Чего ждать зрителям от предстоящих концертов?

– Понятия не имею. Мы никогда не составляем программы. По наитию всё делается. Может, и какие-то совсем старые песни исполним. Но, вероятнее всего, сыграем песни из последнего альбома «Мечты». Всё станет ясно на сцене.

– Что посоветуете начинающим музыкантам?

– Пожелание простое – писать песни. Хорошие или нет – зависит от таланта человека. И не лежать на диване, а себя показывать везде, где можно, рассказывать о себе.

А ещё меньше сидеть в Интернете. Лучше ходить на разные фестивали, общаться с музыкантами. И главное – внутреннего драйва, ведь всё идёт изнутри. Тогда, может, что-то и получится.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»