Добрейший человек, которого фехтование спасло от тюрьмы: из жизни ушел Борис Мельников
Петербургский спорт потерял одну из своих легенд – заслуженного мастера спорта Бориса Мельникова, олимпийского чемпиона Токио-1964 по фехтованию, трехкратного чемпиона мира, четырехкратного чемпиона Европы, пятикратного чемпиона СССР.
Воспоминаниями о Борисе Мельникове поделился с «Петербургским дневником» Сергей Сыров, тренер, мастер спорта по легкой атлетике, исполнительный директор Федерации современного пятиборья Санкт-Петербурга, член Олимпийского совета Санкт-Петербурга.
«С Борисом Борисовичем я много раз встречался на заседаниях Клуба олимпийских чемпионов. Он, несмотря на солидный возраст, неизменно участвовал в традиционных праздниках, которые проводил Олимпийский совет. Это был добрейший человек, душевный, очень вежливый, корректный со всеми. Настоящий петербургский интеллигент. Всегда был готов поддержать компанию. Он любил рассказывать о своих домашних животных, и делал это с огромной нежностью», – рассказал тренер и спортивный деятель.
Историк олимпийского движения Станислав Таратынов рассказал, что Борис Мельников в свое время признавался ему, что если бы не большой спорт, то он мог пойти по кривой дорожке.
«Мельников говорил, что во времена его детства, в тяжелые послевоенные годы, в ленинградских дворах собирались сомнительные компании, было много воров, настоящих бандитов. Многих ребят тогда увлекала блатная романтика и они попадали за решетку. Борис потерял отца в 1943 году, тот погиб под Сталинградом. Семья Мельниковых жила в Саперном переулке, всю блокаду провела в родном городе, и все выжили. Хотя однажды бомба попала прямо в их дом, но им повезло – никого не задело», – вспоминает журналист.
Борис Мельников относительно поздно занялся фехтованием, как он рассказывал, в сороковые годы не его одного увлек этот романтический вид спорта.
«Все мальчишки тогда увлекались фехтованием, зачитывались романами Дюма про мушкетеров, смотрели по много раз трофейные фильмы «Одиссея капитана Блада», «Остров пиратов», «Приключения Робин Гуда», в которых много было сражений и поединков. Фехтовали во дворах на самодельных шпагах, разных деревяшках. Только в 15 лет, в 1953 году, Мельников взял в руки настоящую спортивную саблю», – рассказал Станислав Таратынов.
По мнению историка Олимпийских игр, Борис Мельников мог бы выступить и на Олимпиаде-1968, которая стала бы для него второй.
«Он готовился, тренировался, был кандидатом в сборную. Но в перерыве между занятиями фехтовальщики сыграли в футбол, и Бориса, как говорится, «подковали», ударили по ноге. Травма была не очень серьезной, Мельников успевал восстановиться. Но тогда московские фехтовальщики стали давить на руководство, чтобы Мельникова не включили в сборную, мол, хватит в олимпийской команде одного саблиста из Ленинграда, которым был Эдуард Винокуров. Не зря говорят, что в фехтовании так же много интриг, как в балете. А если бы Мельников поехал на Игры в Мехико, то стал бы двукратным олимпийским чемпионом», – полагает Станислав Таратынов.
СПРАВКА:
Борис Борисович Мельников родился в Ленинграде 16 мая 1938 года, пережил в родном городе блокаду. Фехтованием начал заниматься в 15 лет, выбрал самое мужественное оружие – саблю. Звездным часом для него стала Олимпиада 1964 года, прошедшая в Токио. На ней квинтет советских саблистов победил в командном турнире. Борис Мельников разделил успех с товарищами по сборной – Умяром Мавлихановым, Марком Ракитой, Яковом Рыльским, Нугзаром Асатиани. В финале наши мастера клинка победили итальянцев со счетом 9:6.