Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Стараться быть понятной для всех – это бессмысленно»: Наталия Тарковская о своей новой книге и истоках творчества

Сборник стихотворений «Странствие сквозь сны» выходит этой весной и раскрывает множество глубинных тем, одна из которых – духовный поиск

Свой творческий путь Наталия Тарковская начинала с учёбы в международном колледже в Италии по направлениям живопись, история искусств и русская литература. Далее последовали обучение на заочном отделении в Литературном институте имени А.М. Горького в Москве на кафедре поэтического мастерства и параллельно этому – учёба в Российском государственном гуманитарном университете на историко-филологическом факультете кафедры театроведения и истории кино. Стихи она начала писать с 12 лет и относилась к этому как к чему-то личному, сокровенному.

Весной у Наталии выходит новая книга стихотворений «Странствие сквозь сны», вдохновением для которой послужили тема внутреннего поиска и путешествие в Индию.

– Наталия, есть ли разница между академическим образованием и творческим процессом? Насколько профессиональное образование помогает творчеству?

– В детстве я мечтала быть художником и училась в художественной школе. Позже, когда я пошла учиться в более профессиональную среду художников, на подготовительные курсы во ВГИК (факультет художник-постановщик), я поняла, что классическое академическое художественное образование разрушает внутри меня вдохновение и возможность творческого процесса. Я осознала, что не смогу выжить в этой среде, она создавала очень жёсткие рамки, а мне было очень важно сохранить творческую свободу. Для меня живопись – это проживание тотальной внутренней свободы. Поэтому я до сих не профессиональный художник, а экспериментатор-абстракционист и арт-терапевт.

Что касается литературы, то в этой сфере у меня получилось по-другому. Структура образовательного процесса и литературная традиция дали мне опору и поддержку. Возможно, это субъективно, но для меня литература, как и любое искусство в той или иной мере, существует в контексте эпох, культурных традиций и кодов. Мы не можем воспринимать искусство и культуру вне исторического контекста. Это всегда какие-то отсылки, аллюзии, цитаты, и в этом смысле традиционность важна и нужна, потому что отсылает нас к истокам.

Всё искусство как процесс образного, символического и метафорического восприятия реальности основано на архетипах, которые присутствуют во всех культурах. Когда мы знаем эти коды, эти ключи, мы можем более глубоко, многомерно воспринимать художественные, литературные произведения.

Конечно, при этом не хочется определять искусство как что-то исключительно элитарное, что невозможно воспринимать без определённой подготовки, но всё же, когда мы знаем контекст, мы понимаем любые произведения искусства гораздо глубже.

– Существует ли, на ваш взгляд, универсальный читатель – зритель –слушатель, который способен воспринимать и глубокое, традиционное искусство, и современную, популярную культуру?

– Думаю, тут также имеет смысл говорить о жанрах, в которых мы работаем. Есть массовая культура, поп-культура, которая, как правило, не требует от своего слушателя, зрителя, специальной подготовки. Она на это и рассчитана.

В то же время есть классическая литература, современная новейшая поэзия и проза, постмодернизм, модернизм, которые вообще невозможно понимать, если ты не в контексте происходящего – они основаны на аллюзиях, цитатах, интертекстуальности и так далее.

Поэтому любой автор как творец выбирает тот жанр, ценности которого ему близки и важны. А его зритель – читатель – слушатель уже сам найдёт его.

– Какими вы видите своих читателей? Есть ли у вашей поэзии специфика, направленная на людей с определённым мировоззрением?

– Что касается моего личного творческого процесса, то когда я была в самом начале творческого пути, у меня не было идеи о том, каким должен быть мой читатель и для кого я это делаю. Я понимала только, что я делаю то, что не могу не делать. Мастер моего поэтического семинара в Литинституте Галина Ивановна Седых, которая очень меня поддерживала и помогла пройти не через один творческий кризис, однажды сказала, что у меня будет узкий круг читателей, потому что то, что я делаю, не рассчитано на массовое восприятие. И я с этим согласна. Я движусь в своём направлении, по своему творческому пути, делаю то, что мне интересно и ценно.

В какой-то момент я поняла, что стараться быть понятной для всех – это бессмысленно. Моя аудитория, ценности которой совпадают с моими, формируется сама собой, меня это очень радует. Как показывает практика, мои слушатели и читатели – это люди, которым интересен внутренний духовный поиск. Много текстов у меня было посвящено восточно-философской теме. В любом случае я решила оставаться верной своему пути, пускай даже я буду интересна не очень широкому кругу читателей.

– В чем вы находите вдохновение?

– В самом процессе творчества в первую очередь. Если я перестаю делать свое дело, то сразу впадаю в творческую депрессию. Творческий процесс для меня – это про воссоединение со своей глубинной изначальной природой. Безусловно, огромное вдохновение я нахожу в поэзии – особенно в творчестве поэтов Серебряного века, которые со мной очень созвучны. Возвращаюсь к их стихотворениям снова и снова как к источнику духовной силы.

– Расскажите о вашей новой книге стихотворений «Странствие сквозь сны».

– Это вторая моя книга. Первая – «Письма к Богу» – была издана по итогам моего диплома. Это были стихотворения, написанные на протяжении нескольких лет учёбы. В неё уже были включены индийские циклы, написанные на основе моих опытов путешествия в Индию, духовных поисков. Она стала своеобразным предвестником второй книги, которая сейчас готовится к выходу. В ней я уже более широко и глубоко раскрываю тему своего внутреннего поиска. Название книги «Странствие сквозь сны» для меня символично – это странствие души в поисках себя, своей истинной природы и живого начала. О памяти и прапамяти души, которая вспоминает себя…

Сейчас мы ведём работу над финальными иллюстрациями и вёрсткой, и к весне книга выйдет в свет. Презентацию книги мы планируем провести в  формате поэтического перформанса в Москве и Санкт-Петербурге. И, конечно, я всегда открыта любым творческим предложениям.