Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

IT-куб: как дети осваивают новые профессии еще в школе и зарабатывают на этом

Как соединить физиков и лириков, куда движется петербургская школа и как работает проект «IT-куб» национального проекта «Образование»? Об этом «ПД» рассказал заместитель директора по информационным технологиям и руководитель центра цифрового образования «IT-куб» школы №619 Игорь Кулаков
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

 Как появилась идея создать IT-куб?

– Идея возникла на самом деле не у нас, а в Москве – в фонде новых форм образования. Нам необходимы такие пространства, где бы дети могли осваивать самые современные профессии. Мы открыли шесть замечательных кубов на базе нашей школы – учебных помещений, которые оснащены по самому последнему слову техники. К слову, в нашей школе открылся первый IT-куб в Петербурге. Теперь их уже два, и, надо отдать должное, мы встречаемся с коллегами из регионов, где такие центры уже открыты, и вместе на стратегических сессиях обсуждаем какие-то важные моменты и траекторию развития.

– Что такое IT-куб?

– Простыми словами – это учебные кабинеты, где реализуются дополнительные программы. Можно сказать, что это кружки, но это совсем не те кружки, которые были раньше, а что-то более современное, где дети могут за год обучения освоить современную профессию в рамках дополнительного образования и пойти на работу. Более того, эти помещения не «простаиваются» и в первой половине дня. Там реализуются такие предметные области, как технология, информатика и даже естественно-научный цикл.

 Какие современные профессии осваивают здесь школьники?

– Конечно, Data-science, программирование на Python, Javа, мобильную разработку, системное администрирование и робототехнику, где занимаются наши самые юные ученики. Кто готов принять их на работу? «Яндекс лицей» и школа мобильной разработки Samsung. Они сразу предлагают талантливым детям, которые осваивают программы на высоком уровне, рабочие места.

– Как такие IT-кубы помогают в учебном процессе? Как стать педагогом-наставником?

– Самый просто пример – предмет «Технология», который раньше назывался «Труд», где была раньше только обработка древесины и металла, хотя и эти классические модули остались, но теперь в программе есть искусственный интеллект, робототехника и 3D-моделирование. Затем, если их заинтересовало какое-то направление в этом учебном модуле, они берут программу дополнительного образования.

Чтобы стать педагогом-наставником в IT-кубе, нужно лишь желание развиваться вместе с детьми, этого достаточно для того, чтобы прийти к нам и изъявить желание готовить детей к каким-то проектам. Даже некоторые педагоги по обычным предметам являются кураторами проектной работы. У нас охват по обучающимся ежегодно 400 человек, порядка 10 педагогов в штате, но стоит сказать, что вся наша школа вовлечена в процесс. Ежемесячно мы организуем соревнования, хакатоны, различные конкурсы, фестивали.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Кого в IT-кубе больше – мальчиков или девочек?

– Те модули, которые касаются программирования и искусственного интеллекта, обязательны для всех – и для девочек, и для мальчиков. И зачастую девочки выдают колоссальные результаты. А самое главное, наши классические модули – обработка тканей или древесины – так, девочки не всегда выбирают первое, а идут на второе. Мы говорим уже не о гендерных предпочтениях, а заинтересованности обучающихся в предметах, чтобы сформировать им индивидуально-образовательный маршрут. Дети, попробовав разные направления на уровне основного общего и дополнительного образования, выстраивают и высшее образование. Наше направление также рассчитано на подготовку к олимпиаде «Национальные технологические инициативы», и, если дети побеждают или получают призовое место, они поступают в вуз без вступительных испытаний.

 Как бы вы описали современного петербургского учителя?

– Он меняется в сторону цифровизации, но не забывает и о классических подходах в педагогике. Человек и без гаджета должен из себя что-то представлять. Я преподаю профильную физику в школе и все равно пользуюсь конспектами, которые писал семь лет назад, но, естественно, многое черпаю из Интернета. У меня есть знакомые педагоги, которые ведут собственные блоги. Я их просматриваю и беру интересные моменты для своего урока. Да, концепция сместилась к поиску информации, а не ее запоминанию, тем не менее мы пытаемся найти гармонию между цифровизацией и классическим образованием. Педагог живет в огромном информационном поле, достаточно тяжело учителям старой закалки включиться в этот процесс, но у нашей школы есть успехи.

 Как изменился ученик поколения Z?

– Конечно, они могут поправить учителя, если тот не прав, не вижу в этом ничего особенного, это нормально. Прямо на перемене они могут проверить информацию, которую получили от педагога. Какое еще отличие современных детей? Честно, в своем опыте работы кардинальных изменений я не вижу. Ребенок – это личность, и прежде всего с ним нужно общаться как с личностью и находить подходы к разным детям. Конечно, от живого общения отказываться нельзя, единственное, что некоторые дисциплины переводят в дистанционный формат. Но школа – это не только время, которое он провел на уроке, это перемены, поход в столовую, спортивные секции – думаю, такая классическая школа останется, будет меняться только начинка из оборудования, которое находится в кабинете.

Фото: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник

– Что вы посоветуете педагогам, которые организуют дистанционные уроки?

– Когда мы массово переходили на дистанционное обучение, конечно, проблемы были. Иногда у меня возникала мысль, что меня никто не слышит – дети лежат в кроватях и спят, и все это зря. Тут подход один: постоянная смена деятельности, контроль – работа с чатом, групповая работа. Сделать уроки такими, чтобы исключение ученика из какого-то процесса стало критичным для него. Это не должна быть лекция, а поиск, обсуждение информации при помощи цифровых инструментов.

– Что лично вы ждете от нацпроекта «Образование?»

– Мне хочется, чтобы дети активно участвовали во всех городских проектах, и цифровая начинка города, на мой взгляд, должна дать сильный скачок, когда эти дети закончат школу и университет, придут на работу в государственные структуры или коммерческие. Город сейчас активно поддерживает сферу образование, и недавно правительство выделило гранты в области цифровизации. Мы уже серьезно оснащены в области естественно-научного цикла – цифровые лаборатории, датчики, реактивы. А через пару лет может появиться не только IT-куб, но и гуманитарный куб. А почему бы нет! Ведь цифровизация не только про точные науки, это и про гуманитарные предметы. Мы активно интегрируем все технологии и в гуманитарный цикл. Лириков и физиков совместить очень легко: у меня есть урок по созданию мира, на котором физики спорят с лириками, которые с точки зрения религии объясняют, почему мир был создан именно так. А физики – с точки зрения науки. Знаете, они делают такие выводы, которые ни в одной книжке не прочитаешь.

Закрыть