Серебро и анархия: каким получился сериал Данилы Козловского «Карамора»
Как вы считаете, по какой причине на императора Александра II совершили шесть безрезультатных покушений и лишь на седьмой раз его удалось убить? Дело в том, что монарх был вампиром, которого обычные пули и штыки не берут. Необходимо серебро. Вот в такой мир и предлагает нам отправиться Данила Козловский в своем сериале «Карамора», где удалось самым необычным образом изобразить быт, нравы и проблемы предреволюционной России.
Козловский для сериала и режиссер, и главный актер, и продюсер. Да, когда проект только планировался, в кресле постановщика должен был оказаться автор экшена «Никто» и нескольких клипов «Ленинграда» Илья Найшуллер, но расклад поменялся, и работать со сценаристом (историком по образованию) Александром Фоминым стал Козловский, для которого «Карамора» – первый сериал в качестве режиссера. До этого он снимал спортивную драму «Тренер» и фильм-катастрофу «Чернобыль», которые по разным причинам мешали воображению Козловского разгуляться на полную катушку. С «Караморой» таких проблем нет, поэтому и история выглядит настолько дерзкой, дикой и максимально самобытной.
Российское кино и телевидение обратилось к теме вурдалаков совсем недавно, но уже соорудило несколько более или менее удачных примеров по этой теме – «Пищеблок», «Вампиры средней полосы», ожидаем «Ампир V» по книге Пелевина. Все эти проекты, как и «Карамору», объединяет дух глобальных заговоров и конспирологических теорий. В такой обстановке попросту нельзя относиться к сериалу Козловского серьезно – сплошная сказка, пусть и для взрослых.
Сказочность «Караморы», конечно, заключается не только в появлении вампиров в России. Стараниями Козловского здесь даже электромобили переместились во времени на лет двадцать назад, а одежда и обстановка далеко не всегда соответствует обрисованным реалиям. Петербург в сериале – нечто среднее между «Дуэлянтом» с Машковым и «Шерлоком в России» с Матвеевым. Город на Неве здесь никогда не спит, удивляет и пугает. Конечно, путешествовать герои будут и по другим локациям, но именно Петербург становится той точкой на карте, где все должно решиться.
«Карамора» также удивляет солянкой из исторических личностей. Вот герой Козловского отчитывает Маяковского за «плохие» рифмы, а следом отпускает парнишку, который только что в него стрелял. Парня зовут Гаврило Принцип, который обещает «ничего плохого» не делать, но публика знает, что через несколько лет он убьет Франца Фердинанда, положив начало Первой мировой – черный юмор, не иначе. Здесь же, в этом каламбуре имен и отсылок, еще появятся Шаляпин, Столыпин, Лев Толстой и даже молодой Джугашвили.
Козловский не стесняется использовать аллюзии Брэма Стокера и его «Дракулы», а затем украшать их «взрослыми» сценами – вырванные позвоночники, обнаженные тела, по-настоящему кровавые убийства. Все это вызывает и тошноту, и восхищение одновременно. Как рассказал сам режиссер, для съемок использовалось более 500 литров бутафорской крови. Видимо, ее истратили до капли, шоу и правда смотрится отменно в плане жесткой реалистичности.
Диалоги в сериале не так уж и важны. Про вампиров публика знает прекрасно. Интересна сама мифология, которой Фомин и Козловский уделили много времени. Их сериал выглядит тяжелым по своей структуре, рассказать надо много, а времени совсем нет. А тут еще с десяток интересных персонажей, которые удачно отыгрывают Артур Ваха, Андрей Смоляков, Дарья Балабанова и, конечно, Филипп Янковский – просто лучший злодей российских сериалов последних лет.
Как будет взаимодействовать Карамора с вампирами, как кровососы смогут помочь правоохранительным органам империи, как будет развиваться любовная линия и кого из исторических личностей нам еще ждать в кадре – вопросов масса, но уже сейчас можно сказать, что Козловский снял сериал, про который будут говорить. О нем будут спорить и его будут ждать. А мы пока подождем новых серий, «Карамора» затягивает.