Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

«Горэлектротранс» закупает трамваи с искусственным интеллектом

Первые составы поступят в город весной
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Современные трамваи будут разительно отличаться от существующих. В первую очередь это связано с «начинкой» управления и безопасностью перевозки людей. Первые составы поступят в город уже весной этого года.

Вопрос обновления подвижного состава активно обсуждался на городском правительственном уровне весь прошлый год. В результате чего Петербург попал в одну из федеральных программ для обновления своего парка. В итоге до конца 2028 года «Горэлектротранс» получит 596 трамваев и 587 троллейбусов. Как говорят в компании, этого достаточно для замены 60 процентов подвижного состава, который уже вырабатывает свой ресурс. Стоит уточнить, что одним из требований закупки значится срок эксплуатации не менее 30 лет.

Пока сложно говорить в деталях о новом петербургском трамвае. Это станет известно после того, как будет выбран на конкурсе поставщик. Однако, по условиям конкурса, первый состав должен быть в городе уже предстоящей весной, а к концу 2023 года в Петербурге должно быть не меньше 57 единиц техники.

Известны и общие требования. Например, вагоны должны быть низкопольными для удобства посадки пассажиров. В подавляющем большинстве случаев это будут двухсекционные вагоны, а у трех составов вагонов должно быть три. Составы будут оснащены современными системами обеспечения безопасности движения и помощи водителю, до этого не применявшимися в Петербурге.

Каждый состав будет оснащен системой активной помощи водителю. При этом будет установлен и высокоточный блок ГЛОНАСС для работы системы приоритетного проезда общественного транспорта. Блок будет передавать точные данные о местонахождении трамвая прямо на светофор – для включения зеленого сигнала. Водителю больше не придется останавливать трамвай и выходить на улицу, чтобы переводить стрелку, этим займется система дистанционного управления стрелочными переводами. Все вместе это существенно увеличивает скорость движения трамвая по маршруту.

«Главным новшеством можно считать наличие системы активной помощи водителю, интегрированной с системой управления. Система предупредит водителя в случае запрещающего сигнала светофора либо обнаружения на пути человека или автомобиля, с которым имеется опасность столкновения. Если водитель не отреагирует на предупреждение, система автоматически снижает скорость вплоть до полной остановки трамвая», – рассказал начальник службы подвижного состава «Горэлектротранса» Сергей Бельченко.

Экстренная остановка трамвая произойдет, если водителю станет плохо. Система будет отслеживать состояние водителя и при экстренной необходимости включаться в управление. Кроме этого искусственный интеллект возьмет под контроль безопасность скоростного режима.

Как говорит Сергей Бельченко, место водителя трамвая также будет выгодно отличаться. Оно будет оснащено системой кругового обзора для удобства совершения маневра. Раздельная для салона и кабины водителя система климат-контроля будет в автоматическом режиме регулировать температуру в салоне, учитывая температуру на улице. А специальная система будет вести автоматический подсчет пассажиров.

Эксперт по транспортному развитию Илья Резников считает, что обновление трамвайного парка давно назрело. «Долгие годы трамваю уделялось мало внимания, и все трамвайное хозяйство значительно устарело. В последние годы власти изменили свое отношение к этому виду транспорта. Считаю это правильным. При правильном инфраструктурном использовании трамвай работает очень эффективно и быстро перевозит жителей города», – говорит Илья Резников.

Остается добавить, что параллельно с поставкой новых трамваев и троллейбусов будет производиться реконструкция всего путевого хозяйства, энергетической системы транспортных линий и инфраструктуры парков. Первые на очереди – трамвайные парки №3 и 7. Отметим, что именно в трамвайный парк №7 планируется распределить более 80 процентов единиц нового подвижного состава из первой закупки.