Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

В гроб с бородой и «штрафное» вино: правда и вымысел о петровском быте и этикете

Сотрудник Государственного музея истории Петербурга Марина Логунова рассказала «ПД» о быте и жизни императора
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Петр I, наверное, один из главных реформаторов в отечественной истории. О том, что император заставил дворянство отказываться от бород и устраивал ассамблеи, известно из школьной программы. Но как в реальности современники Петра относились к новым культурным реформам и как старались обойти их, «Петербургскому дневнику» рассказала главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

БОРОДА – НАШЕ ВСЕ

Вокруг этикета Петра I сложилось много легенд и домыслов, считает кандидат исторических наук Марина Логунова. Одна из них – допетровские времена были чересчур строгими, если не сказать зашоренными. Однако и до первого российского императора культура не стояла на месте. Так, при царе Алексее Михайловиче появился первый театр, а при его сыне и крестном Петра царе Федоре Алексеевиче – один из первых указов о бритье бороды и ношении иноземной одежды.

«Допетровская эпоха жила по «Домострою». Если мы его почитаем, окажется, что на самом деле жизнь русского общества не была расписанной по минутам, и некоторые моменты из него были бы полезны и сейчас. К некоторым постулатам «Домостроя» мы сейчас возвращаемся. Например, о поведении в храме: в церкви не следует ни с кем вести бесед, прислоняясь к стене, опаздывать к началу богослужения и уходить до его окончания. Разве сейчас этого нет? Было прописано, как вести себя людям в семье: так, «Домострой» предписывает мужу работать и добывать пропитание, а жене – управлять домашним хозяйством и детьми», – отмечает историк.

В 1700 году с переходом на новый Юлианский календарь начинается реновация жизни русского общества. Один из первых указов от 4 января 1700 года о ношении платья на манер венгерского. Дальше друг за дружкой с 1700 по 1724 год появятся 17 различных указов, регламентирующих правила ношения костюма и праздничного платья. «Всем кажется, что сразу же переходили на немецкий вариант костюма, но это не так, – замечает Марина Логунова. – Сначала венгерский вариант, напоминающий польское платье – нечто среднее между русским национальным платьем и европейской одеждой. Все это, конечно, приживалось с трудом, поскольку русским людям было удобнее носить привычную им одежду. Но Петр I постоянно вводит новые указы… Так, на смену приходят новые материалы: шелк, бархат, бисер, парча. Через два года после венгерского платья – немецкое платье. В конце концов мы пришли к французскому платью – короткие панталоны, для женщин открытые плечи. К слову, женщины охотно переоделись в новые наряды, но они были так прогрессивны, что иногда приходилось их осаживать, потому что они восприняли свободу чересчур…»

А в отношении бород и усов Петр I разворачивает настоящую борьбу. Русский человек-христианин хотел походить на Иисуса Христа, у которого была борода. Кто хотел угодить императору, брились так тщательно, что оставляли шрамы на лице. А те, кто лелеял свою растительность на лице, готовили деньги. «Могу вспомнить замечание американской исследовательницы Линдси Хьюз. Она считает, что бритье бород было встречено с таким негативом и тяжело, потому что для мужчины это свидетельствовало об определенной сексуальной ориентации, а толерантности никакой в этом отношении не было. Для тех, кто не хочет брить бороду, существовала лазейка. Можно было заплатить деньги, и тогда человеку давали жетон, который разрешал спокойно ходить с бородой. Многие из тех, кому бороду все-таки сбрили, просили, чтобы после смерти ее положили ему в гроб, чтобы перед богом он предстал с бородой».

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

ТАНЦЫ ДО УПАДУ И БРАКИ ПО ЛЮБВИ

Один из главных указов Петра I, знакомый по школьной программе, касался ассамблеи – прообраза дворянского бала, идею которого император позаимствовал у европейцев. «В указе объясняется, что ассамблея – это собрание, которое должно проводиться в разных домах, лучше, если в доме будут четыре комнаты, с отдельной комнатой для курения – во времена Петра I это было обязательно. На ассамблеях нужно было обязательно танцевать, и надо сказать, что Петр I был очень хорошим танцором.

Они с Екатериной были такие неутомимые, что, по воспоминаниям современников, пожилые люди еле плелись за ними и заканчивали один танец, когда императорская пара станцевала уже три. Петр I перед смертью, уже будучи в плохом состоянии, продолжал ездить на ассамблеи, и иногда волосы становятся дыбом от того, что на них подавали из еды. Например, ели мясо крыс и волков… Это была однозначно экзотика. В целом Петр очень любил церемониальную жизнь: он расписывал церемониал и похорон, и свадеб, сам во всем участвовал, и иногда это приобретало маскарадный характер с карликами и двухметровыми гренадерами», – отмечает в беседе с «ПД» исследователь петровского времени.

Кстати, Петр вводит новаторство и в семейной жизни – при нем более благосклонно принимаются разводы. «Он хотел, чтобы и крепостные крестьяне, что было очень плохо встречено их хозяевами, женились по любви», – добавляет историк.

Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Кстати, в 1720 году несостоявшаяся императрица княжна Мария Дмитриевна Кантемир (которая могла стать женой Петра, если бы не его смерть) не выдержала русских балов и притворилась больной.

«Сначала на все эти балы и ассамблеи она ходила и радовалась, а потом устала от них и отговорилась нездоровьем, потому что пропускать эти мероприятия без серьезного оправдания было опасно. Если человек вел себя не так, как говорилось в указе: не танцевал и не принимал участия в развлечениях, он мог получить Большого Орла – кубок двух литров вина. Не знаю, кто мог бы устоять на ногах после такой штрафной. И Мария Дмитриевна Кантемир решила от всего этого отдохнуть. Тогда к ней приехал врач Лаврентий Блюментрост и будущий генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, который занимался организацией ассамблей», – отмечает историк.

Однако сам режим ассамблей был регламентирован: начинались они в 16-17 часов и заканчивались до 22. А указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» предписывал мужчинам не приставать к дамам, не перепивать, а если кто-то из гостей пьянел, их надо было бережно уложить, чтобы не мешать ему и другим участникам ассамблеи.

Закрыть