Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как действуют в Петербурге противоэпидемические правила по продаже еды

Мелкие нарушения можно найти практически в любом магазине
Фото: pixabay.com

Праздничный ажиотаж в продуктовых магазинах заставил позабыть некоторые санитарно-эпидемические правила, но сейчас пришла пора о них вспомнить. Дело даже не в масках, а в культуре обращения с продуктами. Новый порядок приняли еще год назад, но, как выяснилось, это не такой уж большой срок, чтобы научиться его соблюдать.

Бочковые и бахчевые

Новые СанПиНы будут действовать до 2027 года, и в основном они касаются сельскохозяйственной продукции. Оговаривают, какой солью следует посыпать колоду для рубки мяса, запрещают продавать зеленую картошку (зеленые бананы – можно) и непотрошеную птицу. Это все правила, которые соблюдались и раньше, хотя не были законодательно закреплены. Куда больший интерес вызвали новые законы. Например, соленья теперь могут продаваться только в расфасовке. Но кто не видел в гипермаркете продавщиц, вычерпывающих соленые огурчики или капусту из огромной пластиковой бочки?

«Петербургский дневник» провел рейд по нескольким крупным гипермаркетам. В одном из них сотрудницы отдела солений заявили, что даже не слышали о новых правилах.

«У покупателя всегда есть выбор: взять огурцы в банке или бочковые, – заметила одна из них. – Мы же их не на весы кладем, а в контейнер».

Позже эксперты объяснили «ПД», что поскольку соленья приезжают в магазин с завода-изготовителя в транспортной таре, а бочка – это такая тара и есть, то их вполне можно продавать на развес.
Зато в том же гипермаркете обнаружилось нарушение. Правила строго регламентируют продажу бахчевых. Например, уже нельзя продавать арбузы по половинке, а многие любят брать именно порезанные, чтобы была возможность выбрать самый спелый.

Председатель Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий пояснил «Петербургскому дневнику», что половинку арбуза можно завернуть в целлофан и положить на арбузную кучу как выставочный образец. Но продавать эту половинку уже нельзя. Нельзя торговать фруктовой нарезкой, если вы не кафе. Конечно, на пляжах свежими фруктами торгуют кто во что горазд, но мы говорим не о самозанятых гражданах, а о юрлице.

Так вот, в том же гипермаркете обнаружился «набор для приготовления тыквы с медом». В обмотанной целлофаном коробочке действительно лежали кусочки тыквы и плошка с медком.

«Нельзя, – прокомментировал Вишневецкий. – Такой товар вполне может стать поводом для внеплановой проверки. Хотя закон писался не под супермаркеты, а под уличные арбузные клетки».

Требования времени

Заметно, что закон готовился с оглядкой на всевозможные службы доставки, которые популярны сейчас и еще больше были востребованы год назад, на пике коронавируса.

«Думаю, это временная мера, продиктованная противоэпидемическими требованиями, – заявила председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Козловская. – И люди, которые сидят по домам и не имеют возможности лично выбирать товар, должны быть уверены в качестве».

При этом один из популярных фермерских магазинов торгует явно не заводским молоком, а новые СанПиНы его, хоть и не запрещают, но разрешают продавать только при наличии объявления: молоко непастеризованное, нуждается в кипячении. В большинстве магазинов это правило соблюдается, а вот торговцы молоком из уличных цистерн его постоянно игнорируют.

Алексей Койтов, член экспертного совета по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей Комитета по экономической политике Госдумы, отметил, что новые правила хороши уже тем, что прекратили порочную практику «самообслуживания» – это когда люди сами подходили к тем же огуречным бочкам.

«Кто-то мог туда чихнуть или что-то уронить, – говорит он. – В общем, хорошо, что теперь за все отвечает продавец».

И все же остался один товар, продавать который по правилам никто не спешит, – это выпечка. По закону, если это изделие с кремом, то продажа должна осуществляться в упакованном виде. Практически в каждом супермаркете торгуют фланами и ватрушками, которые покупатели берут со стеллажа сами. И никто не контролирует, пользуются ли клиенты щипцами.

Добавим, что в магазинах на жалобы реагируют чутко: менеджмент обещает провести проверку по каждому нарушению, выявленному покупателем.

Закрыть