Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В канун Дня российской печати в РНБ рассказали о своих главных раритетах

Обязательный экземпляр всех газет, издающихся в России, библиотека начала получать с 1810 года
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

13 января – День российской печати. Он связан с началом издания первой печатной газеты, которая вышла в свет по указу Петра I. Этот и другие раритеты хранятся в Российской национальной библиотеке (РНБ), где журналисты «Петербургского дневника» побывали в канун праздника.

Здание Российский национальной библиотеки на набережной реки Фонтанки, 36, хранит настоящие раритеты. И это не преувеличение. Именно здесь располагается отдел газет, по которым можно проследить не только историю становления печатного дела, но и историю России почти за три века.

Хранители истории

Главный библиотекарь отдела газет РНБ Мария Луковская, которая ведет нас по бесконечному коридору одного из бывших царских дворцов, рассказывает, что прежде газеты хранились в главном здании на Садовой улице. И только с 1951 года обосновались на набережной реки Фонтанки.

Сегодня они занимают все три этажа исторического здания. На многочисленных стеллажах – тяжеленные подшивки, раскрыв которые, можно узнать, что происходило в стране и в Петербурге в тот или иной день.

«Первые газеты выходили в формате чуть меньше одной четвертой листа. Затем появился привычный нам сегодня широкий формат. Причем некоторые экземпляры были в несколько раз больше нынешних газет», – объясняет Мария Луковская, показывая пожелтевшие от времени издания.

Дореволюционные газеты – отдельная гордость отдела. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция того времени, насчитывающая более 5500 названий, из которых 904 – петербургских.

«Самыми массовыми газетами города были «Петербургский листок» и «Петербургская газета». Они похвалялись миллионными тиражами», – рассказывает Мария Луковская.

Впрочем, некоторые специалисты склонны считать, что эти цифры слега преувеличены. Но вот в чем сходятся все эксперты: газеты, а их выбор в ту пору был довольно велик, всегда были очень популярны и востребованы.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Страница 259

Рассматривать эти раритеты – отдельное удовольствие. Берем в руки «Петербургский листок» и с некоторым удивлением видим, что в конце заголовков стоит точка – в наше время это считалось бы ошибкой.

На первой полосе (и не только этой газеты) указана стоимость: 3 рубля с подпиской, 4 – с доставкой на дом. Рядом обязательно места, где принимаются объявления. Одно из самых популярных – Гостиный двор.

А вот привычные нам выходные данные в старых газетах можно увидеть довольно редко. Указывали, как правило, только типографию. А имя главного редактора стали писать много позже.

Весьма своевольно поступали и с авторами. В одних случаях давали их фамилии, в других – псевдонимы, а иногда подписи не было вовсе. Например, издатель популярного «Московского листа» вообще не любил ставить никаких подписей.

Зато надпись «Дозволено цензурой» можно увидеть практически на каждом дореволюционном экземпляре.

Удивляет и нумерация полос. Кажется, разве может быть в газете страница под номером 259? Оказывается, может. И никакой ошибки здесь нет. Дело в том, что многие издания предпочитали так называемую «валовую» нумерацию и вели отсчет страниц, начиная с первого и заканчивая последним днем года. А некоторые, особенно дорогие издания, например «Северная пчела», даже предлагали своим читателям папки для подшивки всех комплектов.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Главная коллекция

Обязательный экземпляр всех газет, издающихся в России, РНБ начала получать с 1810 года. Сегодня на ее полки ежегодно ложится более 4 тысяч названий современных изданий. Пополняется фонд и за счет подписки, книгообмена, а также покупки или даров.

Кстати, газеты весьма ценятся у коллекционеров. Особенно редкие издания, к которым относятся те, что выходили в Великую Отечественную войну. Причина проста: и сегодня на их первой полосе можно увидеть фразу: «По прочтении уничтожить». Вот почему в РНБ так радуются, когда удается заполучить такой раритет.

К сожалению, собственными средствами для пополнения газетных фондов РНБ похвастать не может. Поэтому здесь всегда благодарны тем, кто передает газеты в дар. И несмотря на то, что уникальные издания можно было бы выставить на аукцион, находятся люди, которые передают их в дар.

Мария Луковская призналась, как все радовались подшивке «Фронтового дорожника» или полному комплекту газет «Флотская авиация», который не так давно подарили библиотеке.

«Это издание времен Великой Отечественной войны уникально. Его больше нет ни у кого в мире, поэтому оно даже не внесено в каталоги», – объясняет она.

Всего же в фондах Российской национальной библиотеки хранится 848 тысяч экземпляров газет на русском, белорусском, украинском и некоторых европейских языках. Это одно из крупнейших газетных собраний мира.

«Коллекция газет РНБ не сравнима ни с одним хранилищем мира. Потому что газеты у нас находятся с начала XVIII века и заканчивая современными изданиями. Это очень важно для всех исследователей и историков», – подчеркнул генеральный директор РНБ Владимир Гронский.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

Цифра наступает

В фондохранилище, занимающем все три этажа здания, газеты чувствуют себя вполне комфортно. Для их сохранности поддерживается оптимальный температурный режим, а сами они вполне комфортно чувствуют себя на полках, которые для удобства работы с текстом можно раздвигать простым поворотом ручки.

На многих переплетах видна надпись: «По ветхости не выдавать». Однако огорчаться не стоит: всегда можно воспользоваться оцифрованным вариантом, заглянуть на сайт РНБ или прийти в читальный зал, оснащенный аппаратом для чтения микрофильмов и компьютерными местами для чтения электронных копий.

Как печатный вариант становится электронным, рассказал сотрудник отдела внешнего обслуживания Владимир Огарков. Показывая на два больших сканера, он объяснил, что один из них может сканировать толстенные фолианты с тысячами страниц. А другой, гораздо больший по размеру, легко справляется и с метровыми газетами.

Перейдем ли мы целиком на цифру, или печатный вариант тоже будет жить? Для газетного отдела РНБ ответ очевиден: хотя газет становится меньше, они не исчезнут. Это показывает и опыт западных стран, где Интернет появился гораздо раньше, чем у нас.

«Пока в нормативных актах газета прописана как официальный источник информации, она будет существовать. Именно опубликованный текст воспринимается как документальный источник, да и доверия к нему у людей гораздо больше», – говорит Мария Луковская.

Она напоминает старую пословицу: «Что написано пером – не вырубишь топором». И спорить с этим утверждением, особенно нам, газетчикам, почему-то не хочется.