Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Тернистый путь к порядку: прокуратура отмечает 300-летие

300 лет назад, 12 января 1722 года, император Петр I издал указ о создании прокуратуры. По сути, первый русский император впервые в истории страны решил применить, как теперь сказали бы, системный подход для борьбы с чиновничьей вольницей и с такими ее проявлениями, как взятки и казнокрадство

Предшественники Петра с этими бедами боролись по принципу «левая рука не знает, что делает правая». Впрочем, и само слова «борьба» в данном случае можно использовать с большой долей условности. Потому что, к примеру, долгое время взятки (или, как их тогда называли, тайные посулы) были чуть ли не обязательными.

Исторические «привычки»

А причина этого – так называемое кормление. «В период Московского царства государственный аппарат, и в том числе армия, в основном находился на самообеспечении, – отмечает Олег Карамышев, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУ. – Государеву служилому человеку предоставлялся участок земли (поместье), с которого он должен был кормиться и приобретать все необходимое для службы. И это позволяло долгое время обходиться без каких-либо специальных контрольно-надзорных органов».

Иными словами, такая система подразумевала, что свою работу чиновники и администраторы выполняли только после определенного им подношения. И понятно, что с развитием и укреплением государственного устройства все это неминуемо приводило к повальной коррупции.

Первым, кто решил всерьез бороться с мздоимством, был Иван III, запретивший взятки и приказавший ослушников подвергать заключению в остроге, битью кнутом или выплате штрафа. Иван Грозный пошел еще дальше: он «посадил» высших чиновников на зарплату, а «старателей», берущих тайные посулы, жаловал смертной казнью. Несмотря на то что указ этот выполнялся, так, некоторые иностранные дипломаты свидетельствовали в своих отчетах, что в Москве среди чиновного сословия страх великий, общая ситуация оставалась без больших изменений. Например, по-прежнему были в ходу так называемые «почести» (то есть предварительные подношения чиновному люду) и «поминки» (своего рода подарки по окончании дела).

Царское слово

Смутное время установлению порядка в этой сфере тоже не способствовало. О разгуле коррупции свидетельствует, например, тот факт, что в царствование Алексея Михайловича имел место бунт против мздоимцев, в результате которого царь был вынужден отдать разъяренной толпе двух бояр из своего ближнего круга. Такое положение дел становилось уже неприемлемым и даже унизительным для монаршей власти. Кроме того, Алексею Михайловичу пришлось обещать с трудом успокоившемуся народу, что он лично будет «держать руку на пульсе», в частности, станет следить за тем, чтобы судьи выполняли свою работу без подношений.

Все это совместно с рядом других реформ в стране вынудило царя действительно предпринять решительные шаги. «При коренной перестройке государственного аппарата, расширении его функций и переходе на систему централизованного финансирования государственных служащих из средств государственной казны контроль за их деятельностью и прежде всего за расходованием казенных средств оказался совершенно необходим», – отмечает Олег Карамышев.

Именно поэтому в 1655 году Алексей Михайлович создал Приказ тайных дел, который многие отечественные историки называют прообразом российской прокуратуры.

Им сверху видно все

Следующий значительный этап в борьбе с этим государственным недугом наступил при Петре I. В 1711 году он учредил фискалат, выполнявший функции негласного надзора за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. При этом фискалы не подчинялись местной административной власти. Однако, отмечает Алексей Еремин, автор книги «История отечественной прокуратуры», фискалы не получали жалованья из казны, а существовали за счет «собственных кормовых», что способствовало совершению должностных преступлений уже среди самих надзирающих. Петр I в скором времени убедился в неэффективности учрежденной им службы фискалов (она была окончательно ликвидирована уже после его смерти) и предпринял новый шаг, издав указ о создании прокуратуры. Кстати, слово это происходит от латинского «procuro» – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

«Считается, что впервые эта идея была высказана в письме Конона Зотова, отправленном из Парижа в декабре 1716 года своему брату генерал-ревизору Сената Василию Зотову, о чем последний и доложил царю Петру, – делится Олег Карамышев. – Поэтому в определенной мере можно говорить о французском образце этого учреждения, но значительно переработанном на российской почве».

К примеру, из-под надзора прокуратуры была выведена Коллегия иностранных дел, поскольку все тонкости внешнеполитических связей были исключительно прерогативой самого императора. Да и количество самих сотрудников высшего надзорного органа было немногочисленным. Как указывает Еремин, при Петре на всю империю приходилось 20 прокуроров (17 – в центральных учреждениях и надворных судах, 3 – в Синоде и Сенате). Кроме того, при коллежских и надворных прокурорах состояло по два канцелярских служащих, а при генерал-прокуроре – целых семь. Иных должностей не предусматривалось.

Тем не менее, новый надзорный орган смог все-таки «держать в тонусе» распоясавшихся коррупционеров. К примеру, именно прокуратура вскрыла огромные недостатки и правонарушения в работе того же фискалитета. И, между прочим, в отличие от фискалов прокуроры действовали гласно и не столько выявляли нарушения, сколько работали на их предупреждение. Для того времени это действительно было в высшей степени прогрессивным государственным учреждением. И поскольку созданная Петром прокуратура существует и по сей день, то это само по себе является неоспоримым свидетельством достаточной эффективности данного института.

На заметку

Какой путь прошла прокуратура за 300 лет

После смерти Петра I о его нововведении предпочли забыть: Верховный тайный совет, созданный при Екатерине I, полностью ликвидировал прокурорский надзор.

Ситуация изменилась лишь при Анне Иоанновне, которая Указом от 2 октября 1730 года повелела вновь провести назначения на должности генерал-прокурора, обер-прокурора, а также прокуроров в коллегиях и других судебных местах. Елизавета Петровна и Екатерина II также последовательно повышали своими манифестами роль высшего надзорного органа.

С 1802 года институт прокуратуры становится составной частью Министерства юстиции, при этом министр юстиции совмещает свою должность с постом генерал-прокурора.

В ходе судебной реформы 1864 года при судебных местах были созданы должности особых прокуроров. Кроме того, власть обвинительная отделялась от судебной.

В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров был принят Декрет о суде № 1, который предписывал функции прокурорского надзора возложить на народные суды и ревтрибуналы. А предварительное следствие должны были проводить особые следственные комиссии.

Государственная прокуратура была вновь создана в мае 1922 года. На нее был возложен надзор за законностью действий всех органов власти, за деятельностью следственных органов дознания и органов государственного политуправления, поддержание обвинений в судах и наблюдение за правильностью содержания заключенных.

В 1933 году Прокуратура СССР стала самостоятельным государственным органом.

В 1992 году был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.