Каким был 2021 год для культурного Петербурга
Отмененные премьеры, незаполненные залы, кюар-коды, и, конечно, человеческие потери – таким выдался уходящий год для всей культуры.
Однако отсиживаться за городом, репетировать по «Скайпу» и транслировать спектакли онлайн творческие люди не сочли для себя возможным. И вопреки всему отмечали юбилеи, давали премьеры, открывали выставки, организовывали фестивали и праздники.
Юбилеи на марше
Особенно богатым оказался год на круглые даты.
265 лет исполнилось Театральной библиотеке, которая является ровесницей первого русского профессионального театра. В ее фондах хранится более 600 тысяч уникальных документов, а также редчайшие экземпляры, число которых не превышает двух-трех в мире.
Свое 100-летие отметила знаменитая петербургская Филармония имени Д.Д. Шостаковича. Поздравить коллег и всех любителей классической музыки на ее сцену поднимались такие мировые звезды, как Шарль Дютуа, Андраш Шифф, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Люка Дебарг и другие. А завершил парад оркестров фестиваль «Площадь искусств», который в прошлом году провести не удалось.
«Я очень рада, что после всех отмен и ограничений выступления наконец-то состоятся. И с большим нетерпением жду встречи со всеми», – выражая общее мнение, призналась известная японская скрипачка Саяко Седзи.
Двойной юбилей отметил театр-фестиваль «Балтийский дом». Как наследнику Театра имени Ленинского комсомола ему исполнилось 85 лет. А как «Балтдому» – 30. «Никакая пандемия нас не испугает!» – заявил в начале сезона его директор Сергей Шуб. И сдержал слово.
Ни коронавирус, ни солидный в сумме возраст театра не помешали ему придумать новый фестиваль «Вперед к Островскому!», участие в котором приняли коллективы из разных городов России.
Круглую дату – 30 лет со дня создания – отметил и Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП). Родившись в недрах ЦВЗ «Манеж», он за эти годы стал полноценным музеем, коллекцией которого город может смело гордиться.
«У нас представлено искусство, которое исследует современные процессы, возникшие в нашем городе. И это принципиально отличает МИСП от всех других музеев, обозначает его место в культуре города на Неве», – отметила директор Марина Джигарханян.
Писатели в почете
200-летие самого читаемого писателя в мире – Федора Достоевского – отметили в Петербурге с особым размахом. Не было, пожалуй, ни одного учреждения культуры, где бы не прошли выставки, конференции, концерты, посвященные ему. А уж сколько состоялось театральных премьер – затруднится сказать даже самый опытный критик.
Чуть менее масштабно отпраздновали и 200-летие Николая Некрасова. Зато это событие ознаменовалось открытием после многолетней реконструкции мемориального музея-квартиры, где дух поэта ощущаешь особенно остро.
Не остался незамеченным и юбилей другого петербуржца – Евгения Шварца. Появились новые спектакли, поставленные по его пьесам, открылись выставки. А в Театре Комедии имени Н.П. Акимова создали удивительную экспозицию, рассказывающую о его жизни и творчестве.
Самые-самые
Грандиозной по масштабу и интересной по воплощению стала выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева».
Состоявшаяся в ЦВЗ «Манеж», она может претендовать на звание одного из главных событий сезона как по своему масштабу, числу представленных работ, значимости их авторов, так и по оригинальности исполнения.
Поспорить с ней за звание самой-самой способна первая выставка цифрового искусства (NFT), открывшаяся в ноябре в Эрмитаже. Его директор Михаил Пиотровский отметил, что «эрмитажный проект стал первым в России выставочным исследованием в области искусства NFT-токенов и их использования в художественной сфере, что сегодня является наиболее актуальной повесткой в области современного искусства».
Одной из самых посещаемых стала выставка работ Сальвадора Дали «Атомная Леда и другие образы Гала», которую подарил всем любителям искусства Музей Фаберже. Не осталась без внимания посетителей и выставка «Держава Рериха» в Музее-институте семьи Рерихов.
Ай да Пушкин!
Не пожелали сдаваться на милость коронавирусу театры и концертные залы. Народный артист России Лев Додин после 15 лет перерыва открыл свою школу-мастерскую в РГИСИ, которая расположилась в специально отремонтированных по такому случаю помещениях вуза.
В начале учебного года стартовала и «Пушкинская карта», которая позволила тысячам школьников быть чуточку ближе к искусству.
«С 1 сентября по программе «Пушкинская карта» наши учреждения реализовали 64 000 билетов! На январь 2022 года в петербургской афише программы уже 630 мероприятий, а номинал карты увеличен до 5000 рублей», – сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.
При поддержке города прошли кинофестивали «Послание к человеку», фестиваль молодого кино «Сделано в Санкт-Петербурге», детский Cinema Kids и студенческий «ПитерКиТ».
Гала-концертом с участием мировых звезд отметил свой юбилей Игорь Бутман. Молодежный театр на Фонтанке вновь заставил говорить о себе после премьеры спектакля «Кабала святош. Мольер» в постановке Семена Спивака.
А под занавес года театр «Монплезир», более 30 лет выступавший на чужих площадках, получил помещение и обрел постоянный адрес.
Но, пожалуй, главный вывод, который можно сделать из небогатого на события года, такой: никакая онлайн-трансляция не заменит живого общения. Люди соскучились по искусству, они рады вернуться к ощущению живой жизни. И город им в этом помогает.
Как сообщил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, в 2021 году на поддержку культурных проектов была выделена рекордная сумма более чем в 1 миллиард рублей. И, значит, как говорится в финале чеховских «Трех сестер», – «Будем жить!».