Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Екатерина Скорб: «Я верю, что наши студенты изменят мир»

Директор и ведущий профессор научно-образовательного центра инфохимии Университета ИТМО Екатерина Скорб уверена: ИТМО – лучшее место в мире для развития ее научного направления. И есть с чем сравнить: за ее плечами – работа в Гарварде и Институте Макса Планка. На что способны петербургские инфохимики и как национальный проект «Наука и университеты» может изменить российскую высшую школу, – в совместном проекте «Петербургского дневника» и «Города+»
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Университет ИТМО одним из первых в стране запустил экспериментальную дисциплину «инфохимия». Чем занимаются ваши студенты?

– Инфохимия – это фундаментальное направление на стыке химии и информационных технологий. Мы берем все прогрессивное и лучшее, что есть в химических и информационных технологиях с применением математических алгоритмов. Эти инструменты позволяют нам выходить на новую парадигму получения знаний, в частности, на фундаментальные вопросы: как мы можем использовать молекулярно-организованные системы для того, чтобы хранить, передавать информацию, кодировать и соприкасаться с фантастическими задачами – например, создание химического перцептрона и нейроморфных вычислений. Сегодня, когда мы разбираемся с молекулярно организованными системами, нам удается менять парадигмы в биоаналитике, создать новые материалы, используя базы данных, которые мы специально собираем для наших сложных систем. И эти базы данных позволяют нам прогнозировать создание умных материалов. Одним словом, на стыке наук рождается интересный подход. Я часто говорю, что каждый исследователь должен быть в лучшем месте на земле для развития своей области. Сегодня направление Life Science расцвело на прочном фундаменте IT-технологий, математике, в Университете ИТМО, и я счастлива возглавить лабораторию интеллектуальных технологий в инфохимии, будучи химиком. На самом деле это возможность по-новому взглянуть на обычные задачи, и одновременно мы понимаем, что нужны кадры и нужно развивать образование через науку.

– Расскажите, работа лаборатории связана с нацпроектом «Наука и университеты»?

– Сегодня перед Россией стоит множество задач. Открываются разные рынки, войти в которые достаточно тяжело. Недавно мы обсуждали один из обзоров, который сейчас пишем в группе. Так, мы занимаемся системами «умных» гидрогелей, в ходе работы начали смотреть количество публикаций в мире по этой теме. Если вы просто вводите «гидрогель» – это десятки тысяч публикаций, и Россия там не на первом месте... А если мы вводим «гидрогели и машинное обучение» – это 85 публикаций, причем пять наши, пять – другой российской группы. Фактически мы стоим на фронтирах, которые мы двигаем впервые в мире! Это важно – найти ту нишу, чтобы выйти в лидеры, сферу, где Россия будет занимать главенствующие позиции. Мне кажется, такие возможности есть, если мы создадим сложные связи между химиками, IT-специалистами и математиками и будем искать решение больших вызовов, которые стоят перед страной и миром. Это все, что связано с энергетикой, в частности, одно из направлений в лаборатории – анализ жидкостей в потоке в сложных системах.

– Где можно увидеть результаты вашей работы?

– Этот год был Годом науки и технологий. На недавнем конгрессе в Сочи наш центр представлял несколько своих проектов. Один из них – роботизированная химическая лаборатория. Мы уже понимаем какой материал нам необходим, где нужно собирать большие базы данных для проекта. И этот процесс мы отдаём роботизированной платформе. Дальше она делает сложные многокомпонентные материалы, анализирует их свойства. Чтобы предсказывать, как оптимизировать эти свойства, используются современные алгоритмы. Такие системы представляются на выставках, а дальше мы переходим от рутинных задач к творческим.
Поэтому к нам проявляют интерес Национальный университет Сингапура, Университет Гарварда. Это способствует появлению научных коллабораций, которые распространяются по всему миру.

У нас, например, «выстрелили» практические задачи в направлении развития сельского хозяйства, потому что собранная база данных для анализа биоаналитиков привела к тому, что мы можем быстро реагировать на появление новых антибиотиков. И это здорово, что теперь те, кто производит роботов и роботизированные доильные аппараты, разговаривают с нами о том, чтобы эту базу данных интегрировать в свои системы автоматического доения. Так мы меняем рынок сельского хозяйства и направляем его в сферу правильного анализа данных, быстрого реагирования. В связи с ковидом такая же базовая технология была предложена для того, чтобы мы могли распознавать широкий спектр вирусов, дотренировывать базу, если появляется новый вирус.

Что отличает современного студента от поколений студентов 20, 30 лет назад?

– Они мотивированные, талантливые. Это люди, которые готовы работать 24/7. Многие из них учатся на нашей новой аккредитованной программе по инфохимии: ребятам очень тяжело, ведь им фактически нужно освоить химию, большой базис математики, информатики. Но они понимают – тяжело в ученье, легко в бою. Сейчас выходят на первую сессию и очень переживают! Конечно, современное поколение быстрое, мобильное и открыто ко всему новому. Это большая ответственность для любого профессора – работать с такими студентами. Я верю, что они изменят мир, ведь они работают сразу в двух областях, они по-другому будут думать и анализировать.

Петербург – место замечательное, средоточие множества университетов. И это прекрасная возможность работать с другими вузами. Например, сейчас обсуждаем проекты по микрофлюидике с ЛЭТИ. С Политехом взаимодействуем по запуску новых программ. Это та экосреда, которая позволит показать, как это может быть в идеале, а дальше обязательно масштабировать на города России и мире. Мне кажется, это место, где надо сейчас быть! ИТМО очень плотно встроен в инфраструктуру города, и ребята могут использовать все возможности. К слову, у нас много коворкингов, где студенты работают буквально 24/7.

 Бизнес и наука: как совместить научный прорыв и монетизацию инноваций?

– Базовая технология, конечно, останется в университете. Мы выбрали такой путь, когда растим ребят и понимаем, что далеко не все из них останутся в науке. Однако каждый из них будет знать, как делать эту интеграцию и как базовая технология рождает новый продукт. Пройдя такой путь, они понимают, как важно самим по максимуму рассказывать о своих проектах и решениях, так как за них никто другой это не сделает. В этом году среди университетов запустилась большая программа «Приоритет 2030». ИТМО – лидер этой программы. В ней есть четыре направления. Например, фронтирные лаборатории: если вы заявляете, что ваша технология прорывная, откроет новые рынки и приведет к Нобелевской премии, вам туда. Есть направление, нацеленное на воспитание кадров научной школы. Есть М-платформы: если у вас есть технология и индустриальный партнер, вот это то, что вам нужно. Четвертое направление очень важное – как сделать так, чтобы в университете всем было хорошо.

– Каких лично вы итогов ждете от работы национального проекта «Наука и университеты»?

– Это, конечно, выход на новое понимание того, что это не научная гонка, а необходимость в коллаборациях и создании сетевых программ. Я жду, что в российском научном фонде появятся направления больших проектов, которые одновременно двигают несколько коллективов. Только так мы достигнем прорыва. Гнаться за кем-то менее продуктивно, чем объединяться для решения вызовов.

Закрыть