Яндекс.Метрика
  • Елизавета Аксенова

Как медицинские организации в Петербурге переходят на российские технологии: рассказываем на примере НМИЦ Петрова

Опасаясь роста геополитических рисков, многие организации ускорили проведение проектов цифровой трансформации, это в том числе касается и медицины. «Петербургский дневник» выяснил, как на российские технологии переходил одни из крупнейших научно-лечебных медицинских центров по изучению онкологии который находится в нашем городе – НМИЦ онкологии имени Петрова

Необходимость перевода государственных информационных систем на российские технологии сегодня уже не поддается сомнению. С усилением санкционной риторики уже столкнулись ведущие научные центры страны – только за последнее время МГТУ им. Баумана и МФТИ лишились возможности приобретать лицензии иностранного ПО для своих нужд. Очевидно, что в 2022 году этот список могут пополнить и другие российские организации.

Обычно процесс перехода на отечественное ПО всегда проходит в несколько этапов и требует участия как ИТ-специалистов со стороны клиента, так и поддержки от самого производителя. Это связано с необходимостью проведения аудита имеющейся ИТ-инфраструктуры, анализа потребностей заказчика, а также поиска наиболее оптимальной конфигурации среди программных и аппаратных решений. Поэтому, такой процесс может занимать полгода и даже больше.

В случае с НМИЦ онкологии, организация была крайне заинтересована в ускорении сроков перехода на российское ПО. Это было вызвано необходимостью срочной модернизации существующего публичного почтового сервиса – медицинское учреждение давно исчерпало его возможности, и нуждалось в срочной модернизации инфраструктуры.

Сотрудники НМИЦ часто сталкивались с ситуацией нехватки выделенных квот дискового пространства сервера, а администраторам почтового решения требовались колоссальные усилия для изыскания резервов, так как увеличить объем системы хранения не представлялось возможным в следствие инфраструктурных ограничений. Кроме того, периодические сбои развернутого иностранного почтового решения не только приводили к остановке рабочих процессов, но и даже влияли на успешность медицинских операций – сотрудники не всегда могли оперативно связаться с коллегами из других учреждений и уточнить протоколы лечения пациентов.

В результате, руководство НМИЦ приняло единственно верное решение – приобрести новое серверное оборудование и приступить к созданию собственного частного облака. Одновременно с этим был начат и переход на российские программные продукты. Очевидная сложность пилотного проекта внедрения заключалась в том, что в состав одного из крупнейших научно-лечебных центров России входит 3 медицинских учреждения в Санкт-Петербурге, которые образуют 26 специализированных подразделений. В штате числится более 1200 сотрудников, в том числе 18 ИТ-специалистов.

Реализацией проекта занималась группа телекоммуникаций НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова под руководством Кирилла Васильева. Он рассказал, что «перед ИТ-службой стояла задача не только миграции из публичного почтового сервиса на собственное серверное решение, но и бесшовный перевод пользователей на использование отечественного ПО. Предстояло провести большое количество работы по обучению персонала, как простых пользователей, так и администраторов, которым предстояло научиться по новому распределять выделенные квоты дискового пространства».

Был проведен тщательный анализ существующих на рынке почтовых решений. ИТ-специалисты обозначили несколько ключевых требований, которым должен соответствовать новый софт: корпоративная почта должна работать на собственном сервере НМИЦ, быть полностью российской и представленной в Реестре, а также – легкой в освоении, удобной в настройке и использовании.

Комплексный проект внедрения отечественного ПО предполагал одновременное внедрение операционных систем и почтового решения. После тщательного изучения, ИТ-специалисты решили остановиться на продукте «МойОфис Почта», функциональность которого полностью соответствовала требованиям организации. В итоге, НМИЦ приобрел 400 лицензий российского ПО.

Внедрение прошло успешно, но в процессе возникли небольшие сложности, которые были успешно решены службой технической поддержки компании-разработчика. Так, перенос почтовых ящиков пользователей проходил без остановки бизнес-процессов медицинского учреждения и из-за ограничений используемого публичного сервиса занял примерно 1 месяц. Кроме того, заказчик предъявлял дополнительные требования к функциям администрирования, которые отсутствовали в текущем релизе продукта. Но, поскольку специалисты российского ПО провели анализ потребностей заказчика до внедрения, то разработчик смог оперативно выпустить обновление, в котором появилась требуемая функциональность и ИТ-специалисты НМИЦ смогли успешно завершить модернизацию почтового решения в короткий срок.

Поскольку почтовая система развернута в защищенном периметре организации, то все данные пользователей теперь находятся под контролем ИТ-специалистов НМИЦ. В разговоре с изданием, Кирилл Васильев пояснил, что «все вопросы по эксплуатации решения оперативно решались техподдержкой организации.

Так, за два года активного использования российского почтового решения в НМИЦ не было зафиксировано ни одного сбоя из-за переполнения выделенных квот. Пользователи быстро привыкли к интерфейсу почтового клиента, дополнительное обучение не потребовалось.

Закрыть