Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Вещи приятней. В них нет ни зла, ни добра»: в Петербурге открылась экспозиция, посвященная Бродскому

Для горожан она будет доступна со среды, 22 декабря
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В Музее Анны Ахматовой на Литейном проспекте, 53, открывается постоянная экспозиция «Натюрморт», посвященная поэту Иосифу Бродскому.

«Фонтанный дом объединяет традиционное пространство квартиры Пуниных – Ахматовой и литературную экспозицию, посвященную Бродскому. Сам поэт никогда не бывал в этих стенах, но именно здесь хранится уникальное собрание, связанное с его именем. В текстах Иосифа Бродского мир вещей играл огромную роль, поэтому именно идея «Натюрморта» организует экспозицию. Предметы – от дивана, стола, секретера до степлера, открыток, корзинки для бумаг – столпились в центре зала, подчиненные не хронологии, а смыслам», – пишет в своем телеграм-канале вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.

Переживут человека

Ценители творчества поэта Иосифа Бродского, посетив экспозицию, сразу вспомнят его одноименное стихотворение:

<…>. Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них – и внутри нутра.

Внутри у предметов – пыль.
Прах. Древоточец-жук.
Стенки. Сухой мотыль.
Неудобно для рук. <…>

На выставке представлены подлинные вещи нобелевского лауреата, которые связывают два абсолютно разных периода жизни писателя: Бродский – ленинградец и Бродский – американец.

Знаменитое «американское бюро», шкафы, кровать, кресла, стулья, подсвечник, книги, карты, ручки, чемодан… Что эти экспонаты могут рассказать о человеке?

«Важно, что вещи переживут человека. Они – основа памяти о нем, хранящаяся в музеях. В честь известной персоны может быть названа станция метрополитена или установлен памятник, а может быть открыт мемориальный музей. Создавая нашу экспозицию, мы как раз осмысливаем феномен музейной памяти, которая возносит в прямом смысле на пьедестал предметы, которыми человек окружал себя в быту, при этом это самые обычные предметы: степлер, удлинитель, печатные машинки, лампы. Поэтому мы пытаемся те вещи, которые хранят память о Бродском, представить в виде инсталляции, прочитываемой через его же творчество», – рассказывает куратор выставки Павел Котляр.

По его словам, экспонаты при внимательном рассмотрении обязательно что-то, но расскажут гостю о Бродском.

«Человек приходит на выставку, зная, что Бродский – нобелевский лауреат, почетный гражданин Петербурга. На выставке представлен шкаф (сервант), в котором за стеклом стоят игрушечные солдатики, причем именно американские, то есть это не игрушки из его детства. Получается, взрослому Бродскому были не чужды душевные юношеские порывы. В то время как мы помним его холодным, эгоцентричным, в чем-то снобом в очках», – говорит Павел Котляр.

В пространстве расположили примерно одну тысячу вещей и предметов. Всего же в Фонтаном доме хранится почти четыре тысячи личных предметов быта нобелевского лауреата. Большая часть – это ленинградская библиотека: литература, которая «застала» писателя в доме Мурузи, где он жил до своей эмиграции в США в 1972 году.

Кепка и радиоприемник

«У нас с Александром Ивановичем (Александр Иванович Бродский – отец Иосифа Бродского. – Ред) была договоренность, что после его ухода я позабочусь прежде всего о бумагах – архиве семьи. Конечно, в середине 80-х годов думать о том, что в Ленинграде (Петербурге) появится когда-нибудь музей Иосифа Бродского, довольно странно, но тем не менее было ощущение, что нужно сохранить все эти вещи, и это касалось не только бумаг. Поэтому я забрал их из квартиры на хранение. Пока была советская власть, все они лежали у меня дома. Как только СССР исчез, стало понятно, что нужно передавать эти вещи на хранение уже в музей», – рассказывает Яков Гордин – писатель, близкий друг Иосифа Бродского.

Например, среди предметов, которые передал в начале 90-х Яков Гордин в Музей Анны Ахматовой – радиоприемник и кепка поэта. Сегодня они также представлены на экспозиции.

Сравнивая мемориальный музей-квартиру Иосифа Бродского в доме Мурузи и новое выставочное пространство, Яков Гордин подчеркнул, что они очень дополняют друг друга.

«Это одна из любимых идей Бродского, что вещи существуют сами по себе и, возможно, они даже важнее, чем сам человек. На этот счет он никогда не заблуждался и спокойно к этому относился», – сказал писатель.

Пазл из кубиков

Собственно, при разработке концепции пространства авторы отталкивались прежде всего от этих самых вещей.

«Я уже знаком с коллекцией, так как работал с ней над одной из экспозиций в Музее Анны Ахматовой, – рассказывает архитектор, автор концепции выставочного зала Сергей Падалко. – За основу мы взяли стихотворение Бродского «Натюрморт». В целом наш собственный натюрморт из вещей поэта складывается в единый пазл из «кубиков». То есть более крупные вещи – шкафы, кресла, кровать дополняют книги, подсвечник, радиоприемник, а их, в свою очередь, – открытки, ручки, значки, карты и так далее. Получается такая единая пирамида».

При этом пространство делает более интимным приглушенный свет, а дополняет звучащее фоном стихотворение «Натюрморт».

«Серый цвет – «цвет отсутствия», в который выкрашены стены лестницы, ведущей в пространство, а также сам выставочный зал в ближайшее время украсит само стихотворение «Натюрморт». Первые строчки будут встречать гостей уже на улице в виде небольшого арт-объекта, а затем будут «вести» гостей в выставочное пространство наверх», – отметил Сергей Падалко.

Добавим, что экспозиция будет доступна для гостей с 22 декабря. Здесь будут проводить медиации с куратором выставки, а также доступен аудиогид. Режим работы можно посмотреть на сайте Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Закрыть