Тамара Москвина: «Чем острее конкуренция, тем лучше для спортсменов»
– Тамара Николаевна, каким будет для вас чемпионат России, который пройдет в петербургском Дворце спорта «Юбилейный»?
– Предолимпийский чемпионат всегда вызывает особые чувства. Мне самой посчастливилось принять участие в одной Олимпиаде в качестве спортсменки, а в моей карьере тренера это будут, если не ошибаюсь, десятые по счету Олимпийские игры. Настроение, можно сказать, стандартное, как перед каждой Олимпиадой. Однако этот чемпионат России пройдет в Петербурге, моем родном городе. Это добавляет мне много дополнительных хлопот: очень много людей, а это и специалисты фигурного катания, и болельщики, хотят посетить выступления спортсменов, увидеть предолимпийские прокаты. Надо будет сделать все, чтобы этот ажиотаж не подействовал на фигуристов, не помешал бы им показать свое мастерство на высшем уровне.
– В соревнованиях спортивных пар зрители с огромным интересом ждут соперничества за золотые медали двух дуэтов, которых вы тренируете. Анастасия Мишина и Александр Галлямов будут бороться с Александрой Бойковой и Дмитрием Козловским. Вам сложно работать в такой ситуации? Как вы распределяете свои силы и внимание между этими парами?
– Знаете, у меня уже есть опыт работы одновременно с двумя очень сильными дуэтами. Так было, когда у меня тренировались Елена Бечке – Денис Петров и Наталья Мишкутенок – Артур Дмитриев, затем конкурировали между собой пары Оксана Казакова – Артур Дмитриев и Елена Бережная – Антон Сихарулидзе. Для тренера это очень удобно, когда его спортсмены чувствуют такое близкое соперничество, это надо использовать. Это закаляет спортсменов, создает хороший климат. Я бы сказала, что это очень полезно для них, ведь конкуренция вообще очень важна в спорте. И не только в спорте, но и в жизни. Можно привести много примеров того, как ведется конкуренция в самых разных сферах. Наверное, нет ни одного учреждения, где бы не было конкуренции. На одном и том же заводе могут производить посудомоечные машины, которые очень похожи друг на друга принципом работы и отличаются только названиями. И надо быть готовым к конкуренции, надо уметь выдерживать ее. Мы с самого начала приучаем наших спортсменов, что они живут не в вакууме, что им придется конкурировать с самых ранних лет. А сейчас мои ребята думают не о том, как катаются их товарищи по группе, а о том, как победить канадцев, американцев и китайцев.
– Программы, с которыми ваши фигуристы выступят на чемпионате России, будут представлены и на Олимпийских играх?
– Спортсмены исполняют свои программы в течение всего сезона и шлифуют их от старта к старту, доводят до совершенства. Поэтому зрители увидят программы, которые уже исполнялись на этапах Гран-При и Кубка России. Но в каждом случае фигуристы немного меняют свое исполнение. И болельщики не могут помнить так подробно, до элемента программы, поэтому им будет очень интересно.
– Вы наверняка знаете, что среди любителей фигурного катания вызвал бурные споры выбор для программы дуэта Мишина – Галлямов музыки Георгия Свиридова из сюиты «Время, вперед!».
– Эта композиция неоднократно использовалась фигуристами во времена СССР. Но в первой части программы Мишиной и Галлямова будет звучать и музыка Свиридова из фильма «Метель» по повести Пушкина. Музыку мы выбрали с учетом интереса к русской культуре со стороны китайских зрителей. Но музыку наших композиторов любят не только в Китае, и если бы Олимпиада проходила в Японии, то я тоже выбрала музыку российских или советских композиторов. Эта музыка Свиридова дает возможность фигуристам исполнить сложные элементы. К тому же мы хотим произвести на публику особое впечатление. Зрители привыкли, что фигуристы, проведя первую часть программы в высоком темпе, к концу выступления двигаются медленнее, более плавно. А на музыку «Время, вперед!» они и вторую часть программы проведут очень эффектно. Что касается того, что часть зрителей негативно воспринимает музыку «Время, вперед!», то это происходит, как мне кажется, из-за того, что когда-то эта композиция каждый вечер звучала в телепрограмме «Время», и кому-то поднадоела. Но в зарубежных странах эта музыка не настолько хорошо известна.
Пара Бойкова – Козловский исполнит свою короткую программу на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро», а произвольную программу под олимпийского калибра зажигательную и страстную музыку «Малагуэнья» кубинского композитора Эрнесто Лекуона.
– Такой сильный интерес зрителей вам мешает?
– Нет, я рада, что люди проявляют такой интерес не только к женскому одиночному катанию или к мужскому, но и к нашему парному катанию, что они спорят, обсуждают программы, костюмы. Это хорошо. Нашим фигуристам на Олимпиаде предстоит показать самый высокий уровень мастерства, чтобы победить конкурентов из Китая. Пара Суй Вэньцзин и Хань Цун – очень сильные спортсмены, на их стороне в Пекине будет поддержка болельщиков, и, что не секрет, судьи тоже проявляют симпатии к хозяевам Олимпиады. Поэтому нашим дуэтам нужна выигрышная, страстная музыка для успешного выступления.
– В Пекине нашим олимпийцам предстоит из-за санкций международных спортивных организаций выступать без флага и гимна. Это может повлиять на выступление спортсменов?
– Понимаете, спортсмен готовится к Олимпийским играм четыре года. Он знает, что ему придется выступать не в таких условиях, в которых одерживали свои победы советские и российские спортсмены предыдущих поколений. Да, не будет нашего флага, не будет исполнятся гимн России, но все знают, из какой страны спортсмен, а спортсмен понимает, что за его спиной наша великая страна, поддержка нашего города. И он знает, что лучшим ответом на санкции будет выступление на пределе возможностей. Надо сделать все, чтобы тебе рукоплескали, отдать все силы для победы.