Книгу по истории Ленсовета 21-го созыва написали вырезками из газет
Историческое событие и исторический повод. В Мариинский дворец вернулись те, кто работали в нем тридцать лет назад. А пришли бывшие депутаты на презентацию книги об истории Ленсовета 21-го созыва.
Книга называется «День за днём: Ленсовет XXI созыва – Санкт-Петербургский горсовет в зеркале прессы (1990-1993)». А в ней 1104 страницы. А на них в хронологическом порядке – статьи газет того времени о событиях в городском парламенте. Как рассказал автор монументального труда, депутат последнего Ленсовета Александр Сазанов, форма выбрана специально. Это способ рассказать правду. А вырезки из газет у него сохранились со времён, когда он их покупал в печатном ларьке Мариинского дворца.
«Можно было сесть и написать самому, свои воспоминания, что происходило в Ленсовете. Но это все равно было бы мое субъективное мнение, – объяснил Сазанов. – А в газете – за один день не исказишь, не обманешь, не наврешь. Всем было на виду, что было вчера. Понятно, что «Ленинградская правда» мероприятия отражала в своей идеологической плоскости, «Вечерка» – в иной. Поэтому в книге одна и та же сессия парламента фигурирует дважды, а то и трижды – из разных газет. Это нарочно, чтобы читатель смог сопоставить взгляды».
Как полагает политолог и рецензент книги Юрий Светов, труд будет полезен не только историкам. Действующие депутаты ЗакСа смогут оценить, как строилась дискуссия, как определять насущные вопросы, а журналисты – уровень публикаций первых лет свободы прессы.
«Тогда чувствовалось неравнодушие, – отметил Светов. – Сейчас, когда читаешь материалы о работе депутатов, то на первом месте бывает ирония, желание подколоть, посмеяться немножко, а в глубину проблемы не всегда вникают. А здесь журналисты были в определенной мере соавторами тех законопроектов и постановлений, которые обсуждались в Ленсовете».
С тем, что тридцать лет назад журналистика не дистанцировалась от депутатов, согласилась парламентский корреспондент тех лет Виктория Работнова.
«Действительно, с одной стороны, дистанция, барьер между автором и человеком, чьи мысли он высказывает, должна быть, – рассудила она. – Но, с другой стороны, ситуация была уникальная. И депутаты, и журналисты пришли в Ленсовет с одних и тех же площадей и митингов. Они были единомышленниками. Поэтому дистанции быть не могло. Зачастую это вносило некую сумятицу в отношениях и подготовку текстов. Например, считаешь, что решение приняли неправильно. Но как же так, критикуешь своих? А где-то, наоборот, спрашивали строже – что же, свой, почему он сейчас говорит такое? Было интересно».
Председатель Ленсовета 21-го созыва Александр Беляев признался, что до сих пор благодаря журналистам его узнают на улицах как «человека из телевизора, который объяснял принятые депутатами решения».
«Тогда совершенно другие были взаимоотношения власти и прессы. Впервые появилась комиссия по СМИ и свободе слова, даже не гласности, а свободе слова. Появилась пресс-служба в Ленсовете, – напомнил Беляев. – Много решений принималось, и они становились общественно значимыми, потому что освещались журналистами. Журналисты помогали обсуждать нам решения и даже указывали на болевые точки».
Всего работу Ленсовета, по подсчетам Сазанова, освещали 150 журналистов. Народных избранников было больше – 381. Не все из них смогли прийти спустя три десятка лет в Мариинский дворец. Кого-то уже нет в живых, а некоторые и вовсе в Москве на высоких должностях. Вице-спикер ЗакСа Марина Шишкина зачитала приветственное слово от Сергея Миронова, который тоже работал в Мариинском дворце в начале 1990-х, и передала поздравления от председателя ЗакСа Александра Бельского.
«Наконец-то нас впустили в здание, в котором мы работали. Раньше долгие годы нас не очень признавали за своих», – констатировал депутат Ленсовета 21-го созыва Валерий Яшин.