Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Фрагменты Мефистофеля с дома на Лахтинской хотят передать в новый Центр культурного наследия имени академика Пиотровского

Сейчас они находятся в одном из отделений полиции

Мефистофеля – украшение дома-памятника на Лахтинской улице, 24 в Петроградском районе – могут восстановить до 2023 года. Возвращение станет частью работ по капитальному ремонту фасадов здания. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказали в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

«Сейчас остатки горельефа хранятся в качестве вещественного доказательства по уголовному делу в органах предварительного расследования», – прокомментировали ситуацию в КГИОП.

В ведомстве отметили, что пока заявлений на выдачу задания для разработки проектной документации по реставрации фасадов здания в КГИОП не поступало.

Четыре мешка и коробка

История с Мефистофелем длится уже шесть лет. Архитектурно-художественный элемент сбили с дома-памятника в 2015 году. Улыбающийся демон украшал венчающую часть здания в форме треугольника.

Недавно праправнучка Александра Лишневского – архитектора проекта дома-памятника – Елена Турковская на своей странице в социальной сети Facebook написала, что четыре мешка и одна коробка с элементами горельефа в виде фрагментов штукатурки сейчас лежат в отделении полиции на Большой Монетной улице в Петроградской районе.

По ее словам, по дальнейшей судьбе Мефистофеля есть решение ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области. Предполагается, что мешки и коробка должны быть переданы ответственному лицу либо представителю организации, уполномоченной КГИОП на проведение дальнейших реставрационно-восстановительных работ.

«Прошу содействия в сохранении исторически и художественно важных фрагментов фасада дома Александра Лишневского в виде горельефа Мефистофеля в стенах Петербургского центра культурного наследия имения академика Б. Б. Пиотровского, а не в камере вещественных доказательств отделения УМВД», – пишет Елена Турковская.

В петербургском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), на базе которого открыт центр, рассказали, что направили в КГИОП заявление с просьбой рассмотреть возможность размещения фрагментов горельефа в самом центре.

Образ Шаляпина

Начало XX века – период символизма, поиска новых смысловых идей. Инфернальная скульптура (изображение существ потустороннего мира) тогда была очень популярна.

«Александр Лишневский был увлечен этим видом скульптуры. Яркий пример – дом городских учреждений на пересечении Вознесенского проспекта и Садовой улицы, где на фасаде можно увидеть химер. Или доходный дом И. Ф. Алюшинского на улице Ленина, 32 с образами кошек и таких же химер. И, конечно, дом на Лахтинской, 24 с Мефистофелем», – рассказывает один из авторов книги «Архитектор Александр Лишневский», экскурсовод проекта «Открытый город» Александр Чепель.

По словам эксперта, неизвестно, почему архитектор размещал изображения этих существ на зданиях.

«Самая распространенная версия о Мефистофеле, что это образ Фёдора Шаляпина в одноименной роли. Причем в XX веке подобный образ певца был очень популярен», – сказал эксперт.

Но есть и еще одна версия, которую выдвинул Александр Чепель.

«По имеющимся документам, проект не предполагал создание на фасаде здания Мефистофеля. Образ украсил дом уже после постройки. Почему именно он? Я могу только предположить – в момент строительства дома умер художник Михаил Врубель. В его картинах инфернальных мотивов очень много. Например, «Демон сидящий». На картине у существа так же, как и у Мефистофеля, скручены пальцы лап. Поэтому, думаю, Лишневский решил почтить память художника, изобразив в скульптуре его Демона», – рассказывает Александр Чепель.

Что касается восстановления горельефа, то сохранились чертежи, по которым можно будет проводить работы.

«Кроме того, есть большое количество фотографий Мефистофеля, украшавшего здание больше 100 лет, в этом плане также есть на что опереться. Более того, есть скульпторы, которые готовы заняться восстановлением горельефа. Среди них Павел Игнатьев (скульптор памятника Доменико Трезини у Благовещенского моста. – Прим. ред.). Он также занимался реставрацией Дома городских учреждений, как уже известно, здания архитектора Лишневского. Скульптору знакома его пластика, и он готов поработать с ней на доме № 24 по Лахтинской улице», – сказал Александр Чепель..

Справка


Дом Александра Лишневского на Лахтинской улице, 24 – объект культурного наследия, построенный в 1910-1911 годах по проекту самого архитектора.

Закрыть