«В основе моего творчества, как и всего в жизни, лежит любовь»: вокалист «Зимавсегда» Евгений Кубынин о вдохновении и творческих планах
– Евгений, расскажите немного о вашем проекте. Как вы начинали творческий путь?
– Началось с того, что я выступал в составе группы «Neversmile». Мы играли тяжёлую альтернативную музыку. Рок. Параллельно я увлёкся творчеством бразильского певца и композитора Антонио Карлоса Жобима, которого называют отцом музыкального стиля «босса-нова». И увлёкся настолько, что незаметно для себя стал сочинять песни в этом духе. Я всегда тяготел к лирическому звучанию. Сначала я просто играл написанные песни друзьям, а со временем всё превратилось в проект «Зимавсегда». Это не группа, а скорее мой сольный проект. В начале творческого пути, как правило, мы выступали небольшим музыкальным коллективом с моими друзьями. На самом деле я пишу всё сам – тексты, музыку, делаю аранжировки. Просто во время концертов мы выступаем с теми музыкантами, с которыми мне комфортно работать, а им со мной.
– Расскажите немного о главных идеях вашего творчества. В чём основной посыл для слушателей?
– Я не думаю, что эти понятия нужно как-то формулировать. Ведь то, что собой являет музыка или песня, – это и есть те мысли, чувства и эмоции, которые я уже сформулировал, осмыслив пройденный мною жизненный опыт. В основе меня лежит то же самое, что лежит в основе любого человека, – это любовь. Мне кажется, что конкретизировать что-то – это значит немного обесценивать. Поэтому я этого, как правило, сторонюсь.
Главный посыл моего творчества в том, что я хочу, чтобы, слушая мою музыку, люди почувствовали, что они не одни в этом мире. Что есть души, которые с ними находятся в резонансе, и никогда не надо отчаиваться, что бы в жизни ни произошло. Мне бы очень хотелось, чтобы через наше творчество люди учились видеть красоту вокруг себя, в повседневной жизни замечать такие вещи, которые не видят остальные, магию и уникальность каждого момента.
– В ваших песнях очень необычные образы, метафоры. Расскажите немного об этом. Например, такие песни, как «Старик» или «Камня на камне».
– Как эти образы рождаются, я ума не приложу. Поэтому ничего не могу про это сказать. Единственное, что я знаю точно: чтобы что-то писать, нужно много читать, вдохновляться. Я стараюсь это делать постоянно – насыщаться эмоционально, духовно. И потом в какой-то момент вдруг возникает строчка-другая, и пошло-поехало. Например, песня «Старик» продиктована и написана по мотивам книги Германа Гессе «Степной волк». Поэтому в этом плане у меня всё просто.
Если говорить объективно, то всё, что я прочитал за всю жизнь, в той или иной степени оказало на меня влияние. Те книги, которые я читаю, они меня формируют. В основном это художественная литература и поэзия.
Например, из последнего, что я прочитал, меня очень впечатлила книга «Я исповедуюсь» Жауме Кабре. Также три книги из серии «Дюна» Фрэнка Герберта.
На данный момент параллельно я читаю несколько книг. К примеру, пытаюсь осилить книгу «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, а также книгу «Бог мелочей» автора Арундати Рой. Когда хочется отдохнуть, читаю Пруста.
Для меня очень важно, чтобы текст песни был захватывающим – сценарно, драматургически и на уровне языка. Чтобы мелодика текста была красивой. Мне кажется, что песня и пишется для того, чтобы ты, учитывая свой личный опыт, мог переносить его в текст, в музыку. А каждый слушатель, уже исходя из его жизненного опыта, уже трактует песню по-своему.
– За более чем десятилетнюю историю творчества видите ли вы его эволюцию? Наблюдаете ли вы изменения в себе как творческой личности за всё время существования проекта?
– Конечно, сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что я меняюсь. Например, даже работая над новым альбомом, в середине пути, я понимаю, что с одной стороны, это похоже на то, что я делал раньше, но с другой стороны, что-то меняется. Эти перемены находятся в совершенно разных плоскостях – от того, как ты играешь на инструменте, до того, как ты подаёшь сам текст. То есть творчество меняется и на уровне концепции, и на уровне каких-то мелочей. Это безостановочный процесс. Ведь если просто механически воспроизводить то, что ты умеешь, то это становится неинтересно.
– У вашего проекта довольно необычное, нестандартное звучание. Что послужило этому основой?
– В первую очередь основой такого звучания являются мои музыкальные предпочтения и, конечно, моя личная идеология, которую сейчас сложно выразить в словах.
Ведь ты всегда находишь в этом мире, в жизни то, что тебе нравится, и стараешься это перенять, повторить. Все твои впечатления от того, что ты видишь, слышишь, наблюдаешь, чувствуешь, оставляет своеобразные отпечатки на твоём ментальном ДНК. Именно эти отпечатки потом трансформируются в творчество. Когда ты что-то пишешь, сочиняешь – это и есть продукт этого самого ДНК. В моём понимании творчество – это своеобразно соединённые воедино элементы того, что меня так или иначе вдохновляет. И все эти элементы преобразованы в моё уникальное видение, пропущенное через мой опыт. На мой взгляд, уникальность каждого творческого человека складывается из множества элементов подобно мозаике. Она рождается из тех откровений, которые человек вынес из той или иной прочитанной книги, услышанной музыки, из сильных впечатлений, пережитых в детстве, юношестве или уже во взрослой жизни. По сути, это всё становится своеобразными ключами человека к самому себе – он сам себя словно собирает из всех этих мелочей в личность.
Мне кажется, все люди в той иной степени повторяют то, что было до них. Возможно, немного преобразовывая. Это одно из свойств материального мира. Например, где-то мне нравится, как звучат басы, где-то нравятся стихи, где-то внешний образ. И из всего этого складывается образ, сам человек. Так и рождается уникальность каждого режиссёра, музыканта, писателя и так далее.
– Какими словами вы бы описали ваше творчество?
– Созерцание. Потому что я стараюсь рассуждать не на общие темы, а скорее, подметив какую-то деталь, написать историю вокруг неё.
Красота – как ощущение от созерцания всего, что есть вокруг. Потому что хочу нести в мир что-то светлое, а не пугающее и разрушающее.
Ритм. Я всегда очень скрупулёзно отношусь к ритмической составляющей. Очень люблю мелодичность – это относится и к тексту, и к музыке.
Гармония. Всякий раз, когда у меня что-то получается сделать на том или ином этапе творчества – это и есть та гармония, которую я ищу. Вдруг ты ощущаешь, что должно быть именно так. Словно есть какой-то внутренний компас, который ведёт тебя к этой точке гармонии, к которой ты всегда в какой-то момент приходишь.
– Есть ли у вас какие-то проекты параллельно творчеству «Зимавсегда»?
– Какое-то время назад я работал над мюзиклами. Писал музыку, тексты к некоторым из них. Например, писал стихи к мюзиклу «Шёлк» под режиссурой Льва Рахлина, который идёт в «Балтийском доме» в Петербурге. В Саратове мы делали мюзикл «Жанна д’Арк» режиссёра Александра Созонова. Ставили мюзикл «Безымянная звезда» в Московском Губернском театре, режиссёром которого тоже выступил Сазонов. Надеюсь в ближайшее время к этому делу вернуться. А что касается планов по проекту «Зимавсегда», то в ближайшее время планируем концерты – специальную рождественскую программу.