Переработать все: каким видит свою задачу единый мусорный оператор
В Петербурге и Ленобласти с 1 января заработает единый региональный мусорный оператор, конкретно – АО «Невский экологический оператор», получивший такой статус в сентябре. Его задача – обеспечить весь цикл избавления города от мусора, то есть собрать, распределить, отправить на переработку, а большую часть захоронить на полигоне. Мусоросжигающих заводов ни в области, ни в городе в ближайшее время не появится (сжигают только остатки сточных вод), поэтому твердые отходы просто складируют, а получившийся холм рекультивируют.
Вопрос с паркующимися
На днях журналистам показали, как работает мусорный оператор. Основная сложность – конечно же, припаркованные у площадок машины. Мусоровоз должен подъехать кормой к баку, не отклоняясь ни на дециметр, ведь ему предстоит поднимать над «головой» многотонный бак.
Ближайшая припаркованная машина оказалась метрах в пятнадцати от контейнерной площадки – вроде бы далеко, но из-за нее никак не удавалось вкатиться на площадку под нужным углом. Водителю даже пришлось двигать вручную тяжеленные баки.
Когда мусоровоз наконец подцепил контейнер, оказалось, что опрокинуть его в себя он не может – опять-таки из-за припаркованной иномарки, мешающей выехать из-под крыши. В общем, возня затянулась на полчаса. Сразу после отъезда большого мусоровоза на площадку въехали два маленьких: они должны были забрать содержимое двух бачков: со стеклом и с пластиковыми бутылками. А потом все это добро отправилось на перерабатывающий завод «Обухово».
Генеральный директор АО «Невский экологический оператор» Екатерина Горшкова рассказала, что сейчас основная задача оператора – поработать с победителями аукционов на перевозку, выстроить им оптимальные маршруты. К примеру, АО «Спецтранс», отвечающее за вывоз мусора из южных районов, оснастило все машины трекерами. Кроме того, все мусоровозы по приезде на переработку взвешиваются, и таким образом составляется карта: где мусора больше, где меньше и по каким дням.
И чем лучше в Петербурге будет соблюдаться правило раздельного сбора, тем чаще придется корректировать эту карту, отправляя за уже рассортированным мусором разные грузовики, причем так, чтобы они не мешали друг другу. Органический мусор, например, стоило бы делить на «мокрый» и «сухой», но очередь до него дойдет еще не скоро. С бумагой бы разобраться…
Сейчас из 30 тысяч городских контейнерных площадок только 6000 оснащены специальными баками для раздельного сбора.
«30 процентов мусора пускается в переработку, и наша задача – за два года довести этот процента до 100, – заявила Екатерина Горшкова. – Мусорная реформа идет полным ходом, экологи добились своего, но нам нужны новые перерабатывающие заводы. Конечно, после переработки тоже остаются «хвосты», которые невозможно использовать, так что полигоны по-прежнему будут нужны. Основная особенность работы единого оператора – в том, что вывоз мусора превратился из обычной услуги в коммунальную, то есть обязательную. Отказаться обслуживать тот или иной дом мы не имеем права. И оператор должен отчитываться, куда он повез мусор, представлять статистику и, конечно, ее мониторить».
Полигоны не опасны
Заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Казаков заявил, что с поставленной задачей – уменьшение объема того мусора, который непереработанным увозится на полигон, – комитет справится.
«Сейчас оператор задействует ту инфраструктуру, которая есть, потом расширится, – заявил он. – К 2024 году построят пять заводов, к 2030-му объем мусора, поставляемого на полигоны, снизится в два раза».
Тут стоит учесть, что часть мусора уже после переработки увозится с завода на полигон, потому что при всем желании нельзя сделать топливо из керамических осколков или из очень загрязненного пластика. Казаков уточнил также, что оперативные штабы находятся на прямой связи с жителями, у которых постоянно возникают вопросы в связи с действиями оператора.
В Ленинградской области состоялось уже несколько собраний на местах будущих полигонов. Вернее, строительства не будет: старый карьер приспособят для сброса мусора, поскольку подъездные пути уже есть, электроснабжение – тоже. Плохо, что при строительстве карьера никому не приходило в голову учесть розу ветров, а для мусорного предприятия это важно.
«Прежде чем построить подобный объект, мы проводим изыскания, гарантирующие, что все компоненты природы будут защищены. В процессе подготовки делаются геомембраны, которые не позволяют продуктам разложения проникнуть в почву и загрязнить грунтовые воды, – заверил Иван Казаков. – Полигоны должны быть размещены в 60-километровой зоне вокруг города и на так называемых нарушенных землях, но если рядом с карьером окажется населенный пункт, никакого полигона, конечно, не будет».
А Екатерина Горшкова добавила, что полигон в обязательном порядке обзаводится ангаром, на котором обрабатывается органический мусор, дабы предотвратить появление запахов.