Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Защитить от кибербуллинга, выявить истерику и уберечь от мошенничества: что умеют петербургские преподаватели ОБЖ

Как меняется подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в петербургской школе и какие опасности ждут детей – рассказал руководитель проекта Дмитрий Шимов

Завтра в Петербурге завершится проект «ProОБЖ», поддержанный Евразийской молодежной ассамблеей, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и Комитетом по образованию. Будущие преподаватели ОБЖ «прокачали» свои профессиональные навыки, решая кейсы, которые произошли в реальной жизни. Как меняется подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в петербургской школе и какие опасности ждут детей – рассказал руководитель проекта Дмитрий Шимов.

– Дмитрий, расскажите, как появилась идея проекта?

– Мы уже развивали проект «Диджитал спасатель», направленный на повышение культуры безопасности среди населения, проект очень полезен аудитории ребят, обучающихся в 7-8 классах и педагогов. В процессе этого проекта мы создали VR-класс в школе №573 Приморского района. У нас обучались и повысили свою квалификацию 20 педагогов Петербурга и позже успешно обучали по нашим методикам ребят в своих школах. Естественно, мы расширили этот курс и стали проводить обучающие вебинары для учителей, и участников стало уже 350! Это практически все учебные заведения нашего города. К сожалению, мы не можем закупить VR-оборудование в каждую школу и индивидуально работать с каждым педагогом… Тогда возникла идея проекта с участием студентов РГПУ имени Герцена. Цель проекта «ProОБЖ» – создать модель повышения квалификации студентов-педагогов в области безопасности жизнедеятельности с учетом актуальности и наиболее острых проблем, которые есть в мире.

– К слову, на решение каких проблем направлен ваш новый проект?

– Педагог сталкивается с проблемой актуализации системы критериев и показателей эффективности проведения занятий. У нас постоянно меняется нормативная база, и порой педагоги просто не успевают за этим следить. Проблемы, с которыми сталкивается учитель и ребенок, очень современны. Например, кибербуллинг, травля в Интернете, банковские обманы. Совсем недавно произошел показательный и печальный случай: мальчик одной из российских школ начал общаться с компанией определенного круга лиц, и его «завербовали»… Мальчик рассказывал им о школе, собирал информацию, ему за это платили деньги. Школа и родители не смогли уследить за этим. Задача нашего проекта – в том числе выявлять подобные признаки, чтобы пресечь их на ранней стадии и помочь ребенку.

– Какие реальные кейсы разбирали участники проекта?

– Интенсив для студентов длился на протяжении двух недель. Что касается кибербуллинга и Интернета, с ребятами работали специалисты. Они разбирали реальные ситуации, которые уже случились. Недавно, например, в Петербурге три мальчика на прогулке поспорили, что один из них не сможет забраться на поезд и проехать N-е количество метров. Мальчик залез на этот поезд, он тронулся, и ребенок упал и попал под рельсы. Ему отрезало ноги, а друзья убежали, оставив мальчика умирать. К счастью, проезжал машинист, благодаря которому пострадавшего удалось спасти. Участники проекта обсуждали правила поведения в данной ситуации, что нужно делать и к кому обращаться. Человек порой как психологически, так и на практике бывает не готов к тому, с чем может столкнуться. Также участники проекта обсуждали кейсы, связанные с интернет-мошенничеством, как отличить истерику от других эмоций. Нам нужно четко понимать, что кроме выживания в лесу и первой помощи существуют и другие экстремальные проблемы. Интернет развивается очень быстро, и в нашем курсе мы сделали упор на угрозы, которые в том числе связаны с психологией. Это одна из ключевых тем наших вебинаров. У нас была два офлайн-занятия, когда мы встречались с участниками в начале запуска проекта и в конце. Остальные занятия прошли заочно.

– В уходящем году российские школы столкнулись с чрезвычайными ситуациями. В первую очередь я говорю о массовом расстреле учащихся 175-й гимназии Казани. На ваш взгляд, нужен ли нам новый подход к преподаванию ОБЖ в связи с такими случаями? И если да, как этому может помочь ваш проект?

Очень важно понять суть этого подхода. В процессе обучения нужно осознать, для чего нужны те или иные знания, каких знаний у школьников не хватает. Не нужно требовать от детей прочитать, запомнить и рассказать правило! Наоборот, нужно помочь ему исследовать проблему и вместе изучить ситуацию. Нужно изменить отношение к предмету. Мы общается с педагогами и часто сталкиваемся с тем, что уроки ОБЖ отменяют и ставят вместо них другие занятия. Пока мы не начнем относиться к этому серьезно, мы, к сожалению, ничего не сможем изменить.

– Какие элементы самозащиты нужны современному школьнику в рамках ОБЖ?

– Нужно быть психологически готовым к чрезвычайной ситуации. В рамках проекта мы делаем упор на актуализации проблем. А ведь психология взрослого человека и ребенка очень разная. Нам нужно научить детей распознавать и понимать, что происходит вокруг них, чтобы не опускать руки в критической ситуации.

Наша цель: дать студентам – будущим преподавателям ОБЖ – больше практики. Со следующего года с 2 или 3 курса мы будем полностью сопровождать студентов, помогать им в написании заявок на гранты, отчетов, чтобы они работали в связке с учителями и проводить уроки совместно.

– Проект завершится 14 декабря, но, наверное, уже можно подвести промежуточные итоги курса?

– Мы проводили опрос среди педагогов, учеников и их родителей и выявили несколько тенденций и направлений работы на следующий год. Вопрос звучал банально и очень просто: «Какие основные опасности есть у жителя мегаполиса?» Наши респонденты выделили три основных направления: люди ощущают себя в опасности в общественных местах, в подъезде дома и в Интернете. Все студенты загорелись идей проекта и нацелены на дальнейшее сотрудничество. Проект будет жить и в следующем году.

Закрыть