Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Когда пора идти к прокурору

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга Иван Еремеев рассказал, как прокуратура реагирует на запросы петербуржцев, как и почему некоторые жалобы остаются без ответа и когда следует писать прокурору
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

– Какие обращения рассматривает прокуратура?

– Заявления и жалобы, в которых есть информация о нарушении законных прав человека. Тут необходимо отметить, что в соответствии с законодательством прокуратура не подменяет другие органы власти. Имеется в виду, что ведомство, отвечающее за соблюдение прав заявителя в той или иной области, должно принять меры, отреагировать на жалобу человека. А вот если этого не происходит, в дело вступает прокуратура.

– Как часто обращаются в прокуратуру с жалобами?

– За десять месяцев текущего года к нам поступило свыше 120 тысяч обращений, что свидетельствует о высоком авторитете прокуроров у жителей нашего города. Зачастую прокурор становится для человека последней инстанцией для восстановления справедливости.

– Прокуратура действительно может помочь там, где другие ведомства не смогли или не захотели?

– Прокуратура наделена полномочиями, которые позволяют выявлять нарушения законных прав человека, установить их причину и добиваться устранения допущенных нарушений.

Мы ставим задачу перед своими подчиненными прокурорами на реальное устранение нарушения прав.

– С какими проблемами чаще обращаются горожане?

– Нарушение трудовых прав, бездействие полиции и судебных приставов, немало жалоб из сферы ЖКХ. Соответственно эти вопросы находятся на особом контроле.

– Приведите примеры решения возникших вопросов.

– В этом году возникла проблема с одним из крупнейших сетевых магазинов, работающим по всей стране. А именно невыплата пособий, связанных с материнством. Юридически компания зарегистрирована в Петербурге. Мы вмешались, нашли и устранили все нарушения. В итоге реально восстановлены права многих матерей, причем не только в Северной столице, но и в других регионах. Пример этой компании стал показательным и для других сетей, проблема решена полностью.

Еще пример. Восстановили права петербурженки, страдающей заболеванием акромегалия. Она не получала жизненно важные лекарства, поставки которого в Россию прекратились. В ходе проверки проведены врачебные комиссии по всем пациентам с подобным диагнозом. Результатом стало принятие решения о замене препарата на полноценный и доступный аналог. Также определен порядок получения лекарства. Прокуратура продолжает следить за выполнением этого решения.
Вообще, ситуации самые разные, главное правило – довести дело до конца и реально помочь человеку.

– Какими сроками руководствуются прокуроры при рассмотрении обращений?

– Закон предусматривает срок до 30 дней, если вопрос не требует дополнительного изучения, то 15 дней. В исключительных случаях срок разрешения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Есть определенные категории, например, ветераны Великой Отечественной, их обращения рассматриваются от 7 до 15 дней. Надо понимать, что если ситуация очевидна, на деле все решается быстрее.

– Есть ли какие-то отдельные ситуации, когда, например, жалоба связана с малолетними детьми. Есть ли критический экстра-вариант, когда вмешательство прокуратуры требуется немедленно?

– К нам ведь обращаются люди, когда уже проблема возникла. А когда нет проблемы, прокуроры организуют работу на предупреждение подобных нарушений закона. Если по какому-то направлению поступает не одна, а сразу несколько жалоб, прокуратура проводит надзорные мероприятия, проще говоря, разбирается, из-за чего возникла такая ситуация. Работа на упреждение ведется на постоянной основе.

Скажем, если поступает даже одна жалоба по факту какого-либо нарушения прав ребенка, мы начинаем проверку по всему городу, чтобы не допустить подобного в других районах города. Такие обращения держатся на особом контроле.

– Если у районной прокуратуры что-то не получилось, когда требуется помощь вышестоящего прокурора?

– Районные прокуроры в полной мере должны организовать проверку доводов указанного обращения, провести проверки. По результатам проверки, если выявляются нарушения закона, принять меры прокурорского реагирования и все необходимые меры для того, чтобы реально устранить нарушения закона. Тогда помощь городской прокуратуры не нужна.

Если районная прокуратура принимает решение по обращению человека, но заявитель не согласен с решением, он может обратиться в вышестоящую прокуратуру, где его вопрос еще раз рассмотрят. Даже без поступления каких-либо жалоб мы контролируем работу нижестоящих прокуратур по всем направлениям.

Если итоговое решение все равно не устраивает, можно обратиться в суд.

– Сначала надо писать жалобу, скажем, в Жилищную инспекцию или сразу в прокуратуру?

– Если к нам поступает жалоба, при этом ранее заявитель не обращался в контролирующие органы, уполномоченные решить поставленный вопрос, жалоба будет перенаправлена в указанное ведомство. Так, если возникли вопросы по ЖКХ, надо написать в Жилищную инспекцию, а также в Жилищный комитет. Если в обозначенные законом сроки ведомство не отреагирует, писать нам, и мы разберемся, почему необходимые меры не были приняты.

 А что значит оставить обращение без ответа? Когда это происходит?

– Действительно, в ряде случаев закон позволяет оставить обращение без ответа. Если не указаны ФИО или адрес, неясно, кто этот аноним и как с ним связаться, чтобы что-то уточнить или дать ответ. Впрочем, если в обращении есть сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении, это обращение будет переправлено в контролирующий это направление орган для проверки.

А так без рассмотрения останутся жалобы, не имеющие смысла, угрозы или брань.

К слову, если заявитель обращается с просьбой прекратить проверку по его обращению, но в ходе проверки прокурор выявил нарушения уголовного закона, мы эти материалы направляем в правоохранительные органы для проверки.

Если имеются факты, которые требуют оценки другими органами, в том числе и следственными, что называется, координируем действия контролирующих и правоохранительных органов до устранения всех противоречий.

Добавлю, что образец заявления можно посмотреть на сайте прокуратуры.

– Пандемия помешала работе?

– Несмотря на сложную обстановку с коронавирусом, мы ни на минуту не прекращали личный прием. Конечно, мы используем все доступные меры защиты, но главное, что никакая пандемия не помешает человеку получить необходимую помощь в защите своих прав.

С 2019 года в прокуратуру можно обратиться удаленно, через «Госуслуги». Также можно связаться через Единый портал прокуратуры РФ. Учитывая пандемию, конечно, лучше обращаться удаленно, но если нет доступа к Сети или есть другая причина, двери прокуратуры открыты для людей всегда.

– А по обычной почте до сих пор приходят письма?

– Конечно, большинство пишут через Сеть. Немало людей приходит на личный прием. Но обращения приходят и по обычной почте, в частности от людей в преклонном возрасте и не работающих с компьютером. Отмечу, что онлайн-формат значительно расширяет возможности оперативного реагирования. Так, на днях мне поступило обращение от москвички, чьи права нарушены на территории Петербурга. В ситуации разобрались, меры для устранения нарушения закона уже приняты.

– Что это за ситуация?

– Женщина пожаловалась на судебных приставов. У нее нет машины, и тут она получает от петербургских приставов уведомление об открытом на нее исполнительном производстве за ряд нарушений ПДД.

Оказалось, что в нашем городе живет женщина с такими же ФИО. Сейчас подготовлены все документы, необходимые для того, чтобы ей вернули все незаконно взысканные деньги.

– В начале следующего года исполнится 300 лет со дня основания прокуратуры…

– Учитывая, что органы прокуратуры созданы в Петербурге Петром первым, на нас лежит двойная ответственность, мы должны быть лучше, чем все. И мы прилагаем для этого все имеющиеся у прокуратуры ресурсы.

Хотя мы не можем быть в полной мере довольны своей работой, потому что есть еще много задач, которые предстоит решить, чтобы восстановить торжество закона.

– Вы всегда хотели стать прокурором?

– Нет, изначально даже не думал об этом. Когда я был студентом, занимался международным правом. В университете мы проходили практику в прокуратуре. Там я начал работать с людьми, увидел, сколько существует несправедливости. За каждым человеком стоит целая история. Тогда понял, что могу применить свои знания, чтобы помочь людям восстановить справедливость. Возможно, для кого-то это прозвучит пафосно, но главное – услышать человека и довести дело до конца, чтобы торжество закона было неоспоримо. А это дело прокуратуры, поэтому я избрал эту профессию.