Яндекс.Метрика
  • Давид Генкин

История ДК имени Первой пятилетки в Петербурге

Когда-то на месте ныне существующей второй сцены Мариинского театра располагался Дворец культуры имени Первой пятилетки. Чем интересно это здание и зачем в середине XX века его пришлось перестраивать?

«Центральный городской клуб 1-й Пятилетки удачно вписывался в архитектурную среду этой части Коломны. Более того, закругленный угол здания даже отдаленно напоминал аналогичный фрагмент Литовского рынка. Многие специалисты считают, что архитекторы сделали свою работу очень хорошо», – рассказывает заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик.

Центральный городской клуб 1-й Пятилетки (впоследствии Дворец культуры имени Первой пятилетки) на улице Декабристов был построен в 1930 году.

НА МЕСТЕ ЗАМКА

Напомним, что одна из публикаций специального проекта «Петербургского дневника» «Город, которого нет» была посвящена Литовскому замку, который находился на том же месте, что и Дворец культуры имени Первой пятилетки. Это удивительное сооружение ждала печальная участь: во время Февральской революции его захватила, подожгла и фактически разрушила возбужденная толпа, состоявшая из матросов и рабочих судостроительных предприятий. Впоследствии на этом месте построили жилые здания.

При этом напротив Литовского замка располагался возведенный в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги одноименный рынок. Как и замок, рынок тоже просуществовал по историческим меркам недолго. К началу XX столетия он пришел в упадок, а в 1920 году почти полностью сгорел во время пожара.

В конце 1920-х годов, на излете нэпа, ленинградские власти наконец обратили внимание на расположенные вблизи Мариинского театра разрушающиеся строения (жилье со временем обветшало и пришло в негодность). Планировалось, что Дворец культуры имени Первой пятилетки и станет символом возрождения этой территории, к работе над ним привлекли архитекторов Николая Митурича и Василия Макашова. Торжественное открытие состоялось 11 октября 1930 года.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Следует отметить, что городская пресса внимательно следила за строительством нового здания. Например, в номере «Красной газеты» от 21 мая 1930 года сообщалось: «Закончена постройка дома культуры совторгслужащих на территории бывшего Литовского рынка. Сейчас идет внутренняя отделка огромного здания, могущего вместить 3-4 тысячи человек».

Здание было построено в стиле конструктивизма. Этот стиль получил развитие в нашей стране вскоре после Октябрьской революции. Его характерными чертами являются строгость, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.

Что же представлял собой изнутри Центральный городской клуб 1-й Пятилетки? Вот краткое описание. Первый этаж – зрительный зал на тысячу мест с фойе и вестибюлем, а также библиотека и административные помещения. Второй этаж – большой кинозал на 400 мест, буфет, шахматный зал, комнаты, где работали различные кружки и секции. И третий этаж – учебные классы и репетиционные залы для художественных кружков.

НИЧЕГО КАРДИНАЛЬНОГО

В послевоенное время одним из главных направлений в отечественной архитектуре стал так называемый сталинский ампир (или советская неоклассика), для которого были характерны помпезность, монументальность, декоративность. И в 1949 году началась перестройка здания Дворца культуры, которая завершилась в 1955-1956 годах.

В результате корпуса в Минском переулке не изменились, а вот блоки на улице Декабристов были разделены башнеобразной лестничной шахтой с часами, а театральный блок закруглен в сторону моста через Крюков канал.

«Перестройку нельзя назвать кардинальной. Как я говорю, здание просто одели в другие одежды. Конструкция сохранилась, но фасадам придали несколько другой облик», – объясняет в разговоре с «Петербургским дневником» Михаил Мильчик.

БЫЛ АЖИОТАЖ

На сцене ДК выступали Ольга Берггольц, Ираклий Андроников, Булат Окуджава, Юрий Герман…

О том, какой серьезный ажиотаж вызывали проходившие на сцене ДК имени Первой пятилетки гастроли лучших столичных коллективов, свидетельствуют воспоминания театрального критика Марины Дмитревской.

«Чтобы прорваться сквозь заслон бабулек-контролерш, нами, студентами, было разработано несколько способов, – писала она. – Самый грубый – таран: собраться в кучку, сцепиться и, не глядя, вобрав головы в плечи, рвануть сквозь толпу в дверь. И сразу – врассыпную! Бабушки начинают ловить поодиночке, кто-то попадался, но остальные успевали скрыться в туалете. Способ второй: один человек с билетом на другое число и на другой спектакль долго разбирался с контролершей по поводу накладки, в это время остальные проскакивали за его спиной… Если бабулька отвлекалась на них – проходил «фальшивобилетчик».

НЕ ХВАТИЛО ПЛОЩАДЕЙ

В последние годы XX века под крышей ДК находилось много различных творческих организаций. Среди них – театральная студия «Комик Трест», молодежный камерный хор «Петербургские голоса», школа современного танца «Каннон Данс». В 2005 году здание ДК было снесено.

А в 2013 году на месте Центрального городского клуба 1-й Пятилетки была открыта вторая сцена Мариинского театра. Работы по ее проектированию и сооружению велись на протяжении 14 лет.

Кому-то из горожан это здание пришлось по вкусу, кому-то – нет. Однако очень многие зрители и специалисты оценили интерьер новой сцены, а также техническое оснащение зрительного зала.

При этом в свое время специалисты обсуждали вопрос о том, а возможно ли приспособить существующее здание Дворца культуры имени Первой пятилетки под нужды Мариинского театра.

«Совет по сохранению культурного наследия действительно предлагал не строить новое здание, а разместить вторую сцену в самом Дворце культуры Первой пятилетки. Однако, естественно, для этого потребовалось бы реконструировать интерьеры дворца», – делится воспоминаниями Михаил Мильчик.

От этого варианта в конечном итоге было решено отказаться, поскольку руководители Мариинского театра утверждали, что для второй сцены нужно здание большей площади, которое может быть оснащено современными техническими средствами, рассказал заместитель председателя совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»