Объявлены лауреаты премии имени Сергея Курёхина
Вручение премии имени Сергея Курёхина за 2020 год проходило в необычном месте – на пляже Финского залива, причем лауреатам пришлось разыскивать приз среди «малой пляжной архитектуры» – в беседках. Мистическую атмосферу, сдобренную фейерверками и разноцветным дымом, не испортил даже холодный ветер.
Лауреаты приехали в Репино не только из Петербурга, но даже с других материков.
Церемония походила на квест: сначала на экране публиковались имена лауреатов, затем их ждали на пляже для участия в поисках, помогая не заблудиться, а приз представлял собой ярко раскрашенные триумфальные ворота.
Гран-при «Поп-механика» получил режиссер Александр Артёмов за текстоцентричный балет пограничных состояний «Горемычные танцы». Лучшее произведение визуального искусства создал Денис Прасолов. Оно называется Non testatum и направлено против производителей фейковых новостей.
«Это утки, причем медицинские, – пояснил Прасолов «Петербургскому дневнику». – И ведут себя как живые, но пьяные».
Еще более необычным выглядел лучший проект направления science art, представленный мексиканкой Лаурой Элидедт Родригез. Он назывался «Неприкасаемые» и был призван объединить людей, которые в лихую ковидную пору оказались разделены.
«Я выращивала бактериальную целлюлозу, – рассказала нашей редакции Родригез, – которую люди потом могли раздать своим знакомым, чтобы те тоже стали ее выращивать и вот так, через тепло этой субстанции, чувствовали прикосновения друг друга».
Звучит запутанно, а разгадка проста: мексиканка выращивала и раздавала хорошо знакомый всем россиянам чайный гриб.
Премию за лучший медиаобъект получил краснодарец Максим Алёхин, написавший «Концерт для оркестра общественного транспорта в четырех частях». Автор проекта разработал алгоритм, который сам пишет музыку в реальном времени, а импульсом для написания звукоряда служат… географические координаты. Высота и длительность нот зависит от того, с какой скоростью едет автобус или троллейбус. А слушать музыку, которая каждый день звучит по-разному (ведь не может автобус ехать в одной и той же манере), можно будет в смартфоне в специальном приложении. Получая премию, Максим поблагодарил и «соавторов» музыки – краснодарских водителей и вагоновожатых.
За лучший текст о современном искусстве премировали Александру Першееву, автора книги «Видеоарт. Монтаж зрителя». Книга рассказывает, как иногда возникают новые смыслы на стыке кадров, как на протяжении ХХ-ХХI веков экспериментировали монтажеры и художники, в том числе галеристы, размещающие картины с оригинальным подходом, с прицелом на особый видеоряд.
«Искусство в общественном пространстве» лучше всего получилось у пермской группы «Фрукты Врукты». Ее стрит-арт-объекты известны на Урале: например, буквы на заборе, сделанные из старых афиш и составляющие надпись «не афишируем», или колонны, сложенные якобы из долларовых купюр.
Лучший кураторский проект – у Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Это выставка ретроспективных инсталляций «Обратный отсчет». В музыкальной номинации SKIF победил Митрий Гранков с проектом Barrel Harp – это музыкальный инструмент из старой жестяной бочки с натянутыми на нее струнами, по которым следует водить смычком. Специальный приз «За вклад в историю музыки» получил Александр Кан, джазовый критик, журналист, продюсер, культурный обозреватель русской службы BBC.
Анастасия Курёхина поблагодарила Фонд Баженова и фонд «Образ жизни» Владимира Смирнова, а также коллекционера Дениса Химиляйне и меценатов Леонида Франца и Игоря Суханова, без которых это мероприятие не состоялось бы.