«Это фундамент всего-всего-всего»: Петербургу готовят новую концепцию развития культуры
Комитет по культуре отозвал проект Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга до 2035 года. Об этом на слушаниях в ЗакСе сообщила депутат Госдумы и президент Координационного совета творческих союзов города Елена Драпеко.
Основным вопросом к отозванному проекту у творческих союзов была «ведомственность концепции». И это не канцелярский язык, как объяснила Драпеко, а ее масштаб. «В ней рассматривались только те учреждения и те программы, которые курируются администрацией Петербурга. Но ведь есть учреждения, которые управляются Российской Академией наук, Минобороны, музей Арктики и Антарктики и негосударственная культура, которая развивается некоммерческими и коммерческими учреждениями, а также частные музеи. Они же не управляются городом, вот и не попали. А мы считаем, что культура Петербурга – это совокупность всех событий и факторов культуры», – полагает Драпеко.
На депутатских слушаниях, организованных постоянной комиссией по образованию, культуре и науке ЗакСа представители творческой интеллигенции изъявили готовность помочь написать новую концепцию. «Мы никого не критикуем, не пытаемся заменить Комитет по культуре в его работе, мы помогаем, как эксперты оцениваем то, что он создаёт», – предупредила Драпеко.
От цифры к человеку
Предыдущая версия концепции председателю Российского творческого Союза работников культуры Анатолию Константинову не нравилась методологически. Она, как объяснил он, строилась на цифрах и мероприятиях, а не на человеке, который «предмет, субъект и объект культуры». «Это принципиальный момент, – пояснил он. – Он самый сложный. Я отдаю отчет, как это трудно делать, но к этому надо стремиться».
Генеральный директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф пожелал, чтобы в новой версии концепции были поставлены цели: сроки, исполнители, контроль. И все это не только цифрами. «Что хочет город от театров? Чтобы мы не дали культуре страны опуститься ниже плинтуса, чтобы мы стали преградой перед разгулом низменности. Но какого зрителя мы должны раскрыть? Для чего мы работаем? Тут не всегда показатели количества определяют качество», – отметил Шварцкопф.
То, что в новой концепции нужны не только цифры, согласился и врио председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федор Болтин. «Мы много и долго говорим в Петербурге о необходимости модернизации городских театров, обновлении их сценического оборудования, площадок. Но за этим мы забываем абсолютно понятные и логичные вещи: а что мы дальше на этих площадках будем делать?» – предложил задуматься Болтин.
Еще Юрий Шварцкопф пожелал, чтобы концепция была написана так, чтобы, читая ее, на четвертой странице «не засыпать». Роль русского языка, по мнению председателя межрегионального Союза концертных деятелей Людмилы Шепелевой, можно даже прописать. «Ушла Людмила Вербицкая – закончилось все. Раньше это было, а теперь уже нет. И мы отучаемся говорить по-русски», – считает Шепелева.
Кроме русского языка в новой концепции остаться должна, по ее мнению, еще и статья о кадрах. О них говорилось в предыдущей версии в разделе «Вызовы», но не столь подробно. «Кого нам не хватает? Дирижеров оркестровых? Или хореографов? Или музыкальных редакторов? Мы не знаем», – констатировала она.
Фундамент для всего
Член-корреспондент Российской Академии художеств, академик Королевской академии Святого Амвросия Мученика в Фиорентино Андрей Блиок предложил добавить в концепцию развития культуры международную составляющую. «Большое упущение, что его не было, потому что бюджет нашего города отчасти пополняется за счет расходов туристов. Туристическая привлекательность Петербурга формирует одну из ключевых статей городской казны», – отметил он.
А вот Международный культурный форум Блиок и вовсе предложил перезагрузить. «Он превращается из площадки, на которой договаривались, в некую тусовку», – поделился мнением Блиок.
При этом депутат Александр Шишлов попросил творческую интеллигенцию не переоценивать значение концепции и не писать в ней того, за что потом будет стыдно. «Мы понимаем всю важность развития Петербурга как культурной столицы, но не нужно прописывать в концепции, чтобы статус культурной столицы был закреплен федеральным законом. Это не определяется законом. Это то, что определяется жизнью», – заключил Шишлов.
Заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа Анастасия Мельникова, впрочем, призвала и недооценивать работу над концепцией. «Культура – это фундамент всего-всего-всего-всего. И если потом будет построено здание, а фундамент не будет заложен, то оно рухнет», – сказала Мельникова.
Закладывать фундамент Петербургу 2035 года будут в следующем году. Готова концепция по развитию культуры города будет в марте-феврале, по оценке Федора Болтина. А уже осенью ее вынесут на Совет по культуре при губернаторе, а потом представят правительству Петербурга.