• Мария Мельникова

Матрица, но не в кино: ученые рассказали, каких научных прорывов стоит ждать в ближайшее десятилетия

Все они так или иначе связаны с цифровизацией
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Несмотря на великую максиму о том, что прогнозировать чрезвычайно сложно, особенно если речь идет о будущем, участники Конгресса молодых ученых – 2021, который проходит в эти дни в Сочи, не побоялись предположить, какие научные прорывы можно ожидать в ближайшем будущем. Самое главное – какой бы эксперт не брал слово, будь то биолог, физик, химик или математик, они сходились во мнении, что мир ждет глобальная цифровизация.

Либо победим, либо купируем

Лучшие умы человечества всегда занимались и будут заниматься продлением и улучшением человеческой жизни, пресловутое активное долголетие без болезней – глобальная цель всех наук. И открытия, работающие в этом направлении, случаются гораздо чаще, чем обыватели привыкли думать.

В 2020 году Нобелевскую премию по химии получили ученые Дженнифер Дудна и Эммануэль Шарпантье за развитие метода редактирования генома.

«Это открытие просто перевернуло мир химии и биологии. Эта система позволяет манипулировать с геномами животных. Редактировать геном человека, конечно, не стоит, но использовать эту технологию для лечения и предотвращения болезней можно. И нас ждет множество открытий и прорывов в этом направлении», – рассказала академик РАН, заведующая кафедрой химии природных соединений Московского государственного университета имени Ломоносова, профессор Сколковского института науки и технологий Ольга Донцова.

Академик уверена, что вскоре ученые и врачи если и не победят такие серьезные болезни, как онкология, то по крайней мере найдут эффективные способы борьбы.

«Говоря простым языком, рак – это слом программы организма. Наверняка в обозримом будущем мы научимся замечать проблему раньше, чем этот слом происходит, будем его «ремонтировать» с помощью лекарств или новых технологий до того, когда процесс будет необратимым. Так произойдет со многими болезнями», – полагает Ольга Донцова.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Профессор отдельно подчеркнула, что с вирусами дела обстоят не так просто, что и демонстрирует пандемия COVID-19.

«Проблема в том, что вирусов – как звезд на небе, это маленькие бомбы, которые могут взорваться в любой момент и унести множество жизней, что, к сожалению, произошло в связи с коронавирусом. Но у человечества есть знания, которые помогают защищаться. Созданные вакцины от коронавируса помогли спасти тысячи человеческих жизней», – отметила она.

Ольга Донцова добавила, что важную роль в научных достижениях сыграет цифровизация.

Наше цифровое будущее

Академик РАН, ректор Сколковсого института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов считает, что в цифровизации прорывов ждать не стоит, ведь она идет пошагово и постоянно, причем так, что ее уже не все замечают.

«В 2006 году Джефф Хинтон придумал глубокое обучение искусственного интеллекта, а признали это открытие в 2012 году. С этого момента прошло всего девять лет, и мы уже не удивляемся тому, что можем разговаривать со смартфоном, а ведь это тоже искусственный интеллект», – напомнил Александр Кулешов.

Ректор Сколтеха уверен, что с каждым годом цифровой мир будет все сильнее похож на аналоговый.

«Метавселенная, о которой говорит Марк Цукерберг, – это и есть наше будущее. Оцифровать можно все. Мы уже живем в гаджетах, просто кто-то больше, кто-то – меньше. Конечно, пока цифровой мир – суррогат аналогового, однако уже понятно, что он может стать гораздо ближе к тому, что мы ощущаем ежедневно. Это потребует огромного труда, но эта цель достижима», – рассказал он.

Александр Кулешов отметил, что для людей крайне важна биохимия запахов, это одна из причин, по которой общение через экран компьютера невозможно сравнить с личной встречей. При этом в Сколтехе уже идет работа по обучению искусственного интеллекта распознавать запахи.

«Для HUAWEI мы сделали распознавание запаха фенола. Сейчас мы для Samsung работаем над распознаванием запаха несвежего мяса. И у нас серия подобных разработок», – сказал академик РАН.

Проректор Высшей школы экономики Дмитрий Земцов напомнил, что, согласно прогнозу консалтинговой компании Gartner на 2022 год, в топ-10 технологий, которые окажут значительное влияние на бизнес-среду в ближайшие пять-десять лет, нет ничего кроме «цифры». Аналитики пророчат большое будущее генеративному искусственному интеллекту, фабрике данных, облачным платформам и так далее.

Руководитель Академии технологий и данных Сберуниверситета Дмитрий Зубцов отметил, что одна из причин популярности искусственного интеллекта в том, что такие технологии становятся все более доступными.

«Мы наблюдаем демократизацию искусственного интеллекта, скоро увидим, как с помощью цифровых инструментов молодежь делает открытия абсолютно во всех областях науки. Мне кажется, что в ближайшие 10 лет мы будем наблюдать, как цифровые технологии используются именно на благо жизни человека, его здоровья, а не только развлечений, как сейчас», – сказал он.

Не прорывы, но достижения

Вице-президент Российской академии наук, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Алексей Хохлов считает, что фундаментальных прорывов, каким когда-то стала квантовая механика, ни в химии, ни в физике в ближайшие годы ждать не стоит.

«Мы уже знаем, как устроен мир, и можем совершенствовать эти знания и использовать их для новых достижений в разных областях. В вопросах технического прогресса в ближайшее десятилетия прорывы будут, одна из причин – развитие цифровых технологий. Так, открытия будут в области нетрадиционных источников энергии, которые вызывают интерес у всего мира. Вспомните, электромобили на батарейках еще 20 лет назад вызывали удивление, сейчас же это обыденность», – сообщил Алексей Хохлов.

Помимо этого, продолжил вице-президент РАН, многие ученые сосредоточены на проблеме загрязнения планеты. «В океане уже есть громадные острова полимерного мусора размером с европейские страны. Именно поэтому ученые сейчас работают над технологиями по безотходному производству. Также часть открытий произойдет в связи с изменением климата и связанным с этим проблемами», – сказал он.