Популярность «гостевого тарифа» в транспорте Петербурга снизилась почти на треть
Петербуржцы стали чаще пользоваться в общественном транспорте картами и телефонами. И речь не о маршрутах, а об оплате проезда.
За 10 месяцев 2021 года на всех видах транспорта, включая метрополитен, как рассказали «Петербургскому дневнику» в Комитете по транспорту, электронным кошельком «Подорожника» оплатили 429 миллионов поездок. Это на 23 процента больше, чем за тот же период 2020 года – 348 миллионов поездок. Выросло на 20 процентов и число транзакций с помощью длительных проездных – на месяц, на день, записанных на «Подорожник»: 469 миллиона поездок за январь – октябрь 2021-го против чуть менее 388 миллионов за тот же отрезок 2020-го. Банковскими картами в наземном транспорте в январе – октябре 2021 года расплачивались почти в два раза чаще: 15,8 миллиона раз против 7,9 миллиона за десять месяцев 2020 года.
Изменения есть и в подземке. В нынешнем году к терминалам на турникетах 17,2 миллиона раза приложили «Единую карту петербуржца» и 3,3 миллиона раз – телефоны с этим приложением. Это в полтора раза больше, чем в 2020 году: тогда таких транзакций было 13,3 миллиона, рассказали в пресс-службе Петербургского метрополитена. Популярнее в метро стали и карты «МИР»: в прошлом году ими оплатили проезд 4,6 миллиона раз, а в нынешнем – 8,3 миллиона раз самими картами и 1,8 миллиона – с помощью приложения в телефоне.
Списать увеличение числа транзакций по картам только на рост трафика в общественном транспорте не получится. Количество поездок по «гостевому тарифу» за 10 месяцев 2021 года уменьшилось на 29 процентов: с 57 миллионов поездок в 2020 году до 40,5 миллиона поездок в 2021 году.
Общемировой тренд
Эксперты считают, что популярность «гостевого тарифа» падает из-за его размера – 60 рублей в метро и 55 рублей в наземном транспорте. Сейчас разница в цене жетона с оплатой поездки в метро электронным кошельком «Подорожника» составляет 19 рублей, а в 2022 году вырастет до 20 рублей. Экономия при оплате картой и приложением «Единой карты петербуржца» в 2021 году уже 27 рублей, а в 2022-м будет 29 рублей по сравнению с «гостевым тарифом».
Заградительный размер «гостевого тарифа» ведущий транспортный инженер компании OTS Lab, эксперт Института дизайна и урбанистики НИУ ИТМО Дмитрий Баранов в беседе с «Петербургским дневником» назвал общемировой практикой.
«Мы идем правильным путем, – констатировал он. – Чем меньше доля «гостевого тарифа», тем меньше расходы города на взимание платы. Операции с разовыми проездными стоят дороже, чем с многоразовыми для системы городского транспорта. Если взять Хельсинки, там вообще налички нет, только приложение мобильное. Но его достаточно легко установить и разобраться в нем может даже турист, который не знает языка».
Интересы города
Переход пассажиров на «Подорожники», банковские карты и приложения Баранов связал не только с экономией, но и с удобством.
«Это тоже играет роль. Гораздо удобнее приложить карточку или телефон, чем иметь дело с наличкой. Но возможность наличной оплаты стоить оставить, чтобы люди успели привыкнуть, и мало ли что случилось – человек забыл карточку или телефон разрядился», – заключил он.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин абсолютно правильным счел переход пассажиров на пластиковые и цифровые носители проездных. И призвал стимулировать льготами не только переход на пластик и приложения, но и продвижение длительных проездных – на месяц, на год.
«Разовые билеты – это каменный век, – считает он. – Город как самоорганизующаяся система не заинтересован в разовых пассажирах. В интересах города, чтобы люди как можно активнее пользовались общественным транспортом и продвигались разные долгосрочные билеты. Соответственно, минимальная тарификация на транспорте должна быть час. А все варианты посадочные – это забывчивым, понтяжникам и всяким прочим. Если ты такой крутой, то плати наличкой и в три раза больше. Вы в Европе практически нигде не купите билет в автобусе, а если купите, то это будет самый дорогой тариф из возможных, и, скорее всего, он не будет включать пересадку. У нас должно быть то же самое».