Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Бельгийский режиссер и художник Ян Фабр: «Перформер – это шаман магического мира»

Стань тем, что ты ешь. Тело никогда не лжет. Свой взгляд на современный перформанс бельгийский режиссер и художник Ян Фабр представил в книге. Ее презентовали в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова

Сегодня слово «перформанс» слышали, пожалуй, все. А вот принять и тем более понять эту форму современного искусства, или, как считают некоторые, жанр театрально-художественного представления, готов не каждый.

Даже на презентации книги один из будущих актеров, а пока – студент театрального вуза с отчаянной смелостью признался: «Все перформансы, которые я видел, были... Я не понимаю их». И попросил назвать главные правила жанра.

Это признание заставило Фабра взять паузу. Но он быстро нашелся и заявил, что в основе всего – серьезное отношение к профессии, к своему делу. Потом, сочтя это за банальность, сообщил, что главное – «это страсть, желание человека быть лабораторией, изучать и исследовать себя». А если пройти все упражнения, представленные в книге, «это даст возможность открыть свои законы и правила». Это, по его словам, и будет трансформацией в восприятии мира человеком.

Ян Фабр сделал отсыл к Фреду Астеру и рассказал, как однажды знаменитого актера и танцора спросили, почему каждое его движение получается так хорошо. «Я повторяю их по двести раз в день, – ответил тот. – Поэтому все и выглядит так естественно просто».

ТЕЛО НЕ ЛЖЕТ

Фабр признался, что идея книги родилась во время занятий режиссеров со студентами. И, начиная над ней работу, авторы сразу решили, что книга должна стать «больше, чем очередной учебник, больше, чем очередная актерская техника». По их задумке, эта книга должна «стремиться сформировать театральное мировоззрение, а по тональности быть чем-то средним между эссе, манифестом и руководством».

Пятисотстраничный труд, досконально описывающий метод работы Яна Фабра с артистами через систему оригинальных тренингов, делится на главы: «Принципы перформанса», «Упражнения», «Перформативные импровизации», «Хореографические и перформативные модели», «Рекомендации». При этом реформатор театра не отрицает ценности идей и практик Всеволода Мейерхольда, Константина Станиславского, Жака Лекока, Питера Брука, Уильяма Форсайта, а, наоборот, ссылается на них. В то же время настаивая на том, что актера необходимо вырвать из пут психологического театра.

Важный акцент делает Ян Фабр на физиологии, утверждая, что «тело никогда не лжет, оно всегда правдиво, превращая артиста в перформера, существующего здесь и сейчас». А в его ранимости и уязвимости есть своя красота, своя эстетика. И важно знать, как тело реагирует на какие бы то ни было изменения.

«Когда мозг дает положительные импульсы, тело способно излечиваться. И в этом смысле актер – врач», – уверен Фабр.

ИГРАЯ НУТРОМ

Популярные в театральной среде термины «играть» и «перевоплощаться» ему не особо по нраву. Он предпочитает глагол «трансформироваться». И в книге предлагает конкретные задания. Например, попробовать почувствовать себя насекомым и изучить пространство с его позиций. По мнению Яна Фабра, это поможет лучше понять точку зрения человека.

В другой главе Фабр провозглашает, что «первый талант художника/перформера заключается в умении правильно обращаться с материалом, с которым он работает». Для этого надо сначала изучить его свойства и качества. Добиться, чтобы объект заговорил сам, выстроить с ним правильное соотношение.

«Художник – слуга материала. Его первый талант в том, чтобы почувствовать, что материал от него требует, и, исходя из знаний, опыта и многочисленных неудач, лучше постичь его суть», – считает мастер.

В упражнении-перформансе «Стань тем, что ты ешь» человек, съев мясо, превращается в животное. «Вся пищеварительная система участвует в этом упражнении, желудок, печень, селезенка и кишечник реагируют на то, что попадает внутрь через глотку. Кожа, возможно, станет одутловатой и вспотеет...» – описывают авторы свой метод.

И это еще один пример трансформации, когда актер играет не только лицом и видимым телом, но и в буквальном смысле всем нутром.

ПЕТЕРБУРГ В ПЛАНАХ

По словам Фабра, в книге представлен своего рода практический инструментарий, позволяющий «отточить те свойства, качества и умения, которые уже есть у человека, – как физические, так и ментальные».

Поэтому режиссеры, актеры и люди, интересующиеся театром, могут, изучив его, «понять теорию и практику физиологического актерства». Театральный критик Жанна Зарецкая, которая стала редактором русскоязычного издания книги Яна Фабра, отметила, что именно на этом глубинном исследовании физиологии актера-перформера основаны все принципы перформанса.

А сам Фабр дал такое определение: «Перформер – шаман магического мира, в котором объекты умеют разговаривать, алхимического мира, в котором материал трансформирует, как масло или пчелиный воск в работах Йозефа Бойса. Но сначала перформеру крайне важно самому научиться слышать, чувствовать, пробовать, обонять, осязать; у каждого объекта свои темп, звучание, цвет, внутренняя структура, попытайтесь сонастроиться с ними».

Он также сообщил, что на следующий год планирует провести в России несколько выставок и продолжить сотрудничество с БДТ имени Товстоногова.

Художественный руководитель театра Андрей Могучий признался, что очень подружился с Фабром, восхищен им и его отношением к артистам.

«Надеюсь, что уже в феврале Ян вместе со своей командой приедет в Петербург, и мы поговорим о его методе, проведем мастер-класс. Это
очень важно для Петербурга, для практиков театра, для всего театрального сообщества», – уверен Андрей Могучий