Эффект присутствия: как изменился музей Некрасова
Уже с первых шагов в музее становится ясно: Николай Некрасов не тот хрестоматийный поэт, которого проходят в школе. Он гораздо многограннее и интереснее. Некрасов еще и редактор, который с успехом возродил основанный Пушкиным журнал «Современник». И талантливый издатель, который печатал в нем Толстого, Григоровича, Тургенева. И человек, которому не чужды были все человеческие слабости (в доме много курили) и достоинства. Чего, к примеру, стоит тот факт, что его камердинер, уйдя на покой, смог купить домик под Петергофом. А когда умер, его жена до самой своей смерти получала пенсию из личных средств поэта.
Погрузить в эпоху
Директор музея Пушкина Сергей Некрасов объясняет: реэкспозиция не делалась только ради того, чтобы обновить стены и перетянуть мебель. Ее цель – создать эффект присутствия.
Погрузиться в эпоху помогают гравюры тех мест, где бывал поэт. Например, изображение Владимирской церкви напомнит о том, что недалеко от нее, в Поварском переулке, Некрасов готовил к выпуску «Петербургский сборник», в котором, напечатав роман «Бедные люди», открыл читателям имя Достоевского. А гравюра с Сенной площадью расскажут о том времени, когда он, оставшись без средств к существованию, приходил сюда, «и там за 5 копеек или кусок белого хлеба писал крестьянские письма и прошения».
Карточный столик, за которым собирались уже получившие известность писатели, поведает об увлечении игрой, которая помогала не только скрасить досуг, но и пополнить кошелек. Деньги от игры Некрасов тоже вкладывал в журнал.
Держать корректуру
Самая бурная жизнь шла в приемной. Сюда приносили рукописи, здесь же выдавали гонорары, причем вполне приличные.
В столовой на большом обеденном столе, где прежде не было ничего, кроме канделябров со свечами и нескольких книг, теперь разложены листы с корректурой и газеты того времени. Здесь Некрасов любил узнавать новости и просматривать, или, как говорили тогда, «держать корректуру». Когда же цензура стала совсем невыносимой (один из цензоров, закрывших ряд изданий, произнес ставшую крылатую фразу: «Польза не доказана, а вред очевиден»), он стал публиковать лирические стихи, в том числе из знаменитого «панаевского цикла» – признанного шедевра некрасовской лирики.
О последних днях поэта напоминает знаменитая картина «Крамского» «Н. А. Некрасов в период ''Последних песен''», выставленная в спальне поэта рядом с диваном, на котором он провел свои последние дни.
Двойной юбилей
К юбилею поэта к имеющимся 9 залам было открыто еще два. Это Буфетная и Камердинерская. Появились новые мемориальные предметы. В их числе медведь, которого метко стрелявший и обожавший охоту поэт подстрелил самолично. Конторки, за которыми он любил работать, оружие, столы.
Татьяна Вергун, заместитель директора по развитию и музейной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина и автор новой концепции музея рассказала, что особого внимания потребовали обои. Дело в том, что техника, по которой они изготовлялись раньше, сейчас утеряна. Поэтому пришлось искать мастеров, которые по обнаруженным образцам смогли бы вручную их изготовить.
Всего на выставке «На оный путь – журнальный путь…» представлено более 2 тысяч предметов против 1852 имевшихся прежде.
«Последний раз реставрация осуществлялась в 1985 году, с тех пор прошло уже больше тридцати лет. Спасибо Министерству культуры, которое выделило средства», – пояснила Татьяна Вергун.
Добавим, что этот год для музея юбилейный вдвойне. Это 200-летие Николая Некрасова и 75-летие со дня открытия Мемориального музея-квартиры Н. А. Некрасова.