Сергей Качковский: «Большинство хочет служить в элитных войсках»
– Сколько петербуржцев будет призвано в ходе осенней призывной кампании?
– Более трех тысяч. Большая часть петербургских призывников, свыше 60 процентов, остается служить в частях Западного военного округа (ЗВО), но по плану призыва мы комплектуем и другие военные округа. Фактически призывники распределяются по всей России.
– Какие рода войск наиболее популярны у призывников?
– Большинство хотят служить в элитных войсках: ВДВ и частях специального назначения. Возможно, благодаря тому, что Петербург – приморский город, не меньше желающих служить на флоте или в морской пехоте. Ключевым фактором все же остается схожесть с профессией призывника. Скажем, студент радиотехнического вуза, как правило, стремится стать радистом. Это же профессиональный опыт, который можно получить во время службы.
– За последние годы здоровье призывников как-то изменилось?
– Если провести сравнительный анализ, за последние 10 лет здоровье призывников улучшилось примерно на 5 процентов от общего количества.
– Многие выбирают альтернативную службу?
– Осенью 2021 года призывные комиссии Северной столицы приняли заключение в отношении 45 призывников, почти все они будут проходить альтернативную службу в лечебных учреждениях города. Для того чтобы выбрать альтернативную службу, необходимо за полгода до призыва подать заявление в призывную комиссию. Но не стоит забывать, что, в отличие от военной, альтернативная служба идет 21 месяц.
– Как Вы относитесь к организациям, которые помогают молодым людям избежать призыва?
– Негативно, их деятельность подрывает обороноспособность страны. Неудивительно, что многие подобные организации признаны иноагентами. Мне кажется, желание некоторых молодых людей «откосить» от армии связанно с недочетами в системе воспитания, будь то школа или семья. В итоге мы получаем гражданина, у которого нет моральных ценностей, нет любви к своей стране и народу. Такие люди нередко становятся марионетками в руках разных провокаторов.
– Многие новобранцы и их родители спрашивают: «Могут ли призывники выбрать вид Вооруженных сил или род войск, в котором хотят служить?»
– Призывные комиссии и работники военкоматов, перед тем как призвать молодого человека, изучают его личное дело, проводят профессиональное тестирование, на основании этого делаются выводы. При этом призывная комиссия учитывает желание призывника. Если категория годности по здоровью и профессиональные аспекты подходят, молодой человек отправится служить в выбранный им род войск. Некоторые призывники, прослужив так полгода, заключают контракт и остаются в армии, занимаясь любимым делом. Кроме того, в зависимости от уровня образования призывника, он может пройти обучение и стать кадровым офицером. В частности, может рассчитывать на все военные льготы, например на военную ипотеку и т. д. Например, многие призывники проходящие службу в научных ротах, получают офицерское звание и остаются на службе. Любопытная деталь: у призывника, прибывшего в военкомат в начале призыва, гораздо больше шансов попасть в желаемую часть, нежели у тех, кто тянет резину до последнего.
– Кто может рассчитывать попасть в спортивную роту?
– Для этого необходимо быть кандидатом или членом сборной России, представителем различных федераций по разным видам спорта, иметь разряд по спортивным достижениям (например, мастер или кандидат в мастера спорта). В эту призывную кампанию в спортивные роты мы отправили 43 человека.
– В чем плюс допризывной подготовки?
– Призывник имеет право в течение шести месяцев через свой районный комиссариат попасть в школу ДОСААФ. Там за счет Минобороны можно получить права категорий «С», «Д», «Е». Скажем, для службы в ВДВ можно получить специальность водителя-парашютиста, еще до службы молодой человек совершит 10 прыжков с парашютом. К слову, во время службы водитель набирает необходимый опыт и стаж, после «дембеля» легко сможет найти работу.
– Как призывников защищают от коронавируса?
– Военкоматы и городской сборный пункт регулярно обрабатываются спецсредствами. Перед отправкой в войска врачи берут экспресс-тест на ковид. Если есть сомнения, проводят ПЦР-тест. Были случаи выявления коронавируса у призывников. Заболевшие были направлены на лечение, после выздоровления благополучно убыли в войска. При отправке призывников в другие регионы по железной дороге Минобороны выкупает вагон полностью, чтобы бойцы не соприкасались с гражданским населением, что исключает риск заражения.
– Уклонисты остаются проблемой?
– К сожалению, да. Их не очень много, но у нас еще есть молодые люди, которые скрываются от военных комиссариатов. Не надо бояться армии. Мы проводим дни открытых дверей, чтобы будущие призывники и их родители могли собственными глазами посмотреть, как проходит служба. Отмечу, что мы занимаемся розыском уклонистов. Из десяти, которых находим, к призыву годны один-два. Зачем бегали? Попадают на комиссию, и там выясняется, что они по здоровью или из-за сложной ситуации в семье не подлежат призыву. Уклонисты сами себе усложняют жизнь. Те же, кто принял решение служить и годен по здоровью, проведут год в армии с пользой – прежде всего для себя. Они получат новые профессиональные навыки, научатся ответственности, обзаведутся друзьями, с которыми дальше вместе пойдут по жизни.
– В современной российской армии избавились от дедовщины?
– Фактически да. За исключением единичных случаев, дедовщина осталась в прошлом. Во многом этому способствовало сокращение срока службы, между призывами разница всего в полгода.
– Родители переживают, что не всегда могут связаться со своими сыновьями в войсках. Если такое случилось, как быть?
– Можно прийти в районный военкомат, там помогут связаться с командиром части, где служит их сын. Звонить когда захочется, конечно, нельзя. Телефоны сдаются на хранение, но у призывника есть время, когда телефоны выдают и можно позвонить родителям, любимой девушке. Родители всегда могут связаться по телефону или навестить своих сыновей. Даже в режимных частях есть определенный порядок допуска. Любой родитель может вместе с сыном убыть к месту службы и посмотреть, как там устроен быт. В частях проходят дни открытых дверей, во время которых школьники и родители могут посмотреть, как живут, питаются и учатся бойцы. Армия сейчас довольно открытая. До пандемии мы старались проводить отправки призывников из исторических мест Петербурга, все-таки это важная веха в жизни мужчины. Площадь Победы, Петропавловская крепость, музеи города, парк «Патриот» ЗВО.
– Что такое боевой армейский резерв страны?
– В 2021 году команда вежливых людей объявила набор для заключения контракта на включение в мобилизационный людской резерв. Он формируется из солдат и офицеров запаса. Согласно условиям контракта, резервисты в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть. Как правило, сборы проводятся один раз в году. Резервисты получают зарплату – 12 процентов от суммы окладов по воинскому званию и должности, по которой человек приписан к воинской части. В период сборов работодатель резервиста также получает выплаты в качестве компенсации за отсутствие сотрудника на рабочем месте. Во время сборов резервист получает 100%-й оклад. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе. Для солдат это 45 лет, для полковников 65. Чтобы заключить контракт, необходимо обратиться в районный комиссариат. С августа этого года 159 человек подписали контракт и вступили в мобилизационный резерв.
– Вы участвовали в боевых действиях, что скажете о русском солдате?
– У наших бойцов есть способность в экстремальных ситуациях принимать адекватные решения и выполнять поставленные задачи. В Грозный я уходил с солдатами срочной службы, которые служили два года. Оказавшись в зоне реальных боевых действий, буквально через два дня каждый из них уже действовал как настоящий профессионал. Вернувшись после боя, прежде всего они заботились, чтобы техника была заправлена, боекомплект пополнен, и только потом думали о сне и еде. Все понимали, что от этой техники зависела наша жизнь. Мне кажется, что русский солдат в любой ситуации сориентируется и одержит верх.
СПРАВКА:
Сергей Качковский родился 5 октября 1968 года в селе Молога Белгород-Днестровского района Одесской области Украинской ССР в семье рабочих. В армии с 1985 года, танкист. С декабря 1994 года участвовал в боях первой чеченской войны. С 31 декабря 1994 года принимал участие в штурме Грозного – в самых кровавых боях в январе 1995 года. Его танковая рота наносила тяжелые потери дудаевским боевикам, при этом рота находилась в самых тяжелых боях, поддерживая мотострелков и десантников. В одном из боев был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом президента Российской Федерации Сергею Качковскому присвоено звание Героя России.