Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Главный врач больницы Святого Георгия: «Мы были первым перепрофилированным под COVID-19 стационаром, учиться было не у кого»

За почти два года пандемии COVID-19 городская больница Святого Георгия пролечила без малого 30 тысяч пациентов
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В самые тяжелые времена 48 реанимационных коек в городской больнице Святого Георгия приходилось расширять почти вдвое – до 97. Тем не менее люди выстояли. И скоро один из крупнейших в городе стационаров-тысячников получит сразу несколько отличных подарков. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал руководитель медицинского учреждения Валерий Стрижелецкий.

– Валерий Викторович, какие моменты за почти два года пандемии стали для вас самыми яркими?

– Конечно, это наши победы, когда удавалось добиться возвращения к жизни пациентов. Было много ситуаций, когда прогноз был сомнительный. Благодаря накопленному опыту врачей, среднего медперсонала мы действительно спасли десятки жизней.

Спасены десятки пациентов старшей возрастной группы, в том числе перешагнувших 100-летний юбилей. Излечены и выписаны четыре пациента, которые с пересаженным сердцем заболели COVID-19. Это спасенный нашими врачами молодой человек, у которого за ночь 13 раз была остановка сердца. Больше 150 пациентов со 100-процентным тотальным поражением легких были излечены и выписаны домой.

К сожалению, есть и трагичные моменты. Пожар, который случился в реанимации. Это и крайне сложные задачи, которые нам пришлось решать.

– Что было самым сложным для вас как для руководителя?

– Мы стали первым в городе стационаром, перепрофилированным под инфекцию. Честно говоря, сначала я сам не мог поверить, что стационар-тысячник может быть полностью перепрофилирован в инфекционный. В предыдущие эпидемии гриппа под инфекцию перепрофилировали 40, 60, 80 коек – но не все полностью.

Но, поскольку мы были первыми, нам не у кого было учиться. Мы – да и никто тогда – не обладали тем количеством средств индивидуальной защиты, которые необходимы для борьбы с такой страшной инфекцией. Но самое главное – на тот период времени вообще невозможно было достать средства индивидуальной защиты, их как таковых просто не было. И что запоминается: все члены семей наших сотрудников, дети сидели в Интернете, выискивали очки, маски, костюмы в строительных и спортивных магазинах. Была ситуация очень неприятная, когда мы нашли 400 защитных костюмов TYVEK, перевели деньги, а это оказались жулики. Сегодня в смену только у нас расходуется от 400 до 600 таких костюмов в смену. Поэтому можете представить, какое количество костюмов требуется.

Для меня как для руководителя это особая ответственность – защитить своих сотрудников. Правительство города, Комитет по здравоохранению продемонстрировали четкое понимание ситуации, мы с любым вопросом могли обратиться. Нас никто не критиковал, не мешал работать и всецело оказывали помощь. Эффект был достигнут, на это потребовалось 3-4 месяца. А до этого были сплошные поиски. Коллеги, друзья, пациенты помогали, чем только могли. Например, на судостроительных заводах по роду деятельности использовали эти костюмы и охотно делились с нами – у них были контракты с производителями.

Постепенно городские стационары вслед за нами стали становиться инфекционными, у них возникали те же потребности, что и у нас. Мы, руководители, делились друг с другом, писали расписки, что выдано столько-то. Тем не менее у нас у всех сложились очень доверительные отношения, и у меня есть уверенность, что другие руководители так же пойдут навстречу, как и я. И эта семейность, доверие дали возможность нам всем выстоять.

– Что самое трудное в плане лечения коронавирусной инфекции – тогда и сейчас?

– Начало лечения инфекции – это тоже было непросто. Никто не знал, как ее лечить, использовались различные схемы препаратов. Как правило, в мирное время в любом медицинском учреждении имеется по ставке инфекциониста и эпидемиолога, поэтому весь объем знаний лег на руководителей больниц, на завотделениями.

За это время мы пролечили более 29 тысяч пациентов, и лечение наиболее тяжелых прошло в стенах нашей больницы. У нас на 48 реанимационных койках лежали до 80 больных. Максимальный пик был – 97 пациентов в реанимации, это было месяц назад, в четвертой волне. Нам пришлось перепрофилировать под реанимационные залы восемь операционных. Выхода не было – реально пациентам требовалось оказание помощи в условиях интенсивной терапии и реанимации. Каждый день для больницы представлял реальную угрозу возникновения ЧС, потому что было максимальное количество использования кислорода, колоссальная нагрузка на энергосети – это работа оборудования, концентраторов кислорода, которые никогда в таком режиме не использовалось. Это настораживало, потому что поток пациентов не прекращался.

– Четвертая волна оказалась самой тяжелой?

– Каждая последующая волна тяжелее предыдущей, это совершенно очевидно. Процент тяжелых больных постоянно увеличивался. При этом каждая волна – это еще и присущие только ей сложности. Например, летом была жара, наши мужественные люди работали при 30 градусов в СИЗах. Иногда принимали душ, вновь переодевались и шли в красную зону, от жары становилось плохо, но работа не прекращалась. Не то чтобы им памятник надо ставить – даже сложно представить, как выразить признательность сотрудникам, каких наград они достойны! Это невероятно тяжелые условия работы. Я горжусь своим коллективом. По причинам недовольства тяжестью работы, условий труда у нас не было ни одной жалобы, никто из-за этого не уволился. С середины первой волны вообще не было вопросов с кадрами. Они все – настоящие герои. Хотя чувствуется огромная усталость.

– Мне показалось, что ваши коллеги действительно напряжены...

– COVID-19 в любом случае выматывает, заставляет быть печальными. Они ежечасно видят страдания людей, реаниматологи сталкиваются с тем, что пациенты погибают, и они это видят каждый день. Конечно, они уставшие, напряжены. В красной зоне человек проводит по 6-8 часов, причем тяжело физически и психологически работает. Нагрузка, тем более в СИЗах, когда идет нагрузка на зрение, физическая нагрузка – она не прекращается. Но я как руководитель и мои заместители считаем, что люди должны быть проверены, должны быть в команде. Любой руководитель согласится, что для пациентов лучше, когда есть уверенность в каждом сотруднике, когда все – свои. Мы в своих уверены.

– Приближается Новый год. О чем мечтаете?

– В этом году мы получим очень большой подарок – новый корпус. Заканчиваются также ремонты трех отделений основного корпуса – это отличная работа в плане красоты и функциональности: приемное, хирургическое отделения и отделение лучевой диагностики полностью капитально отремонтированы в условиях работы коронавирусного стационара, в функционирующем здании, можете себе представить! Причем нагрузка на стационар ни разу не была снижена. Совсем скоро мы их получим. У нас теперь будет два приемных отделения.

Чтобы мы хотели? Самый большой подарок – чтобы старый корпус начал функционировать как лечебный. Мы этого ждем. Две трети наших специалистов – это хирургический профиль, у нас большие возможности, отличные технологии. За период пандемии количество операций уменьшилось в 5 раз, для специалистов нашего профиля это тяжело. Все врачи стали инфекционистами, но все очень соскучились по обычной мирной работе.

Новый корпус рассчитан на 405 коек для инфекционных больных, для планового лечения там будут доступны 302 койки. Все руководящие должности займут наши сотрудники, наш испытанный временем и пандемией коллектив. Из приглашенных новых специалистов – только ревматологи.

Новый корпус начнет принимать пациентов с COVID-19 уже через несколько часов после открытия. Пациенты из основного здания будут выписываться по мере выздоровления, если эпидситуация будет стабильной, начнем его постепенно отмывать и дезинфицировать, проведем необходимую реконструкцию.

Закрыть